Быличка — это жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой.
Биография Я. Г. Кухаренко
Яков Герасимович Кухаренко, первый писатель и историк Кубани, атаман Черноморского казачьего войска, родился в 1799 году в родовом хуторе Переяславского куреня. Здесь же прошли детские и юношеские годы Кухаренко. В 1811 году будущий писатель поступил в екатеринодарское уездное училище. Обучение в те времена было недолгим, и весной 1814 года Кухаренко закончил учебное заведение. Летом его приписали в четвертую конноартиллерийскую роту есаулом. Рота несла службу на пограничных казачьих кордонах. В 1823 году Кухаренко было присвоено первое офицерское звание. Пробовать себя в литературе Кухаренко начал уже в то время.
Так как он не скрывал своего сочинительства, слухи о его таланте дошли до казачьей столицы. Там очень заинтересовались молодым перспективным офицером. В декабре 1833 года Кухаренко был назначен асессором войсковой канцелярии и исполняющим обязанности войскового прокурора. Кухаренко переезжает в Екатеринодар. Это событие совпало с его женитьбой.
В 1836 году Кухаренко закончил работу над рукописью «Обозрение исторических фактов о войске Черноморском».
Тесное соприкосновение с историей казачества не могло не отразиться на художественном творчестве Кухаренко. В том же году он пишет драму «Черноморский быт». Это веселая жизнерадостная оперетта с танцами и песнями из жизни и быта первых кубанских поселенцев. Эта оперетта с музыкой М. Лысенко и в сценической обработке М. Старицкого до сих пор в классическом репертуаре украинского музыкального театра.
В 1841 году состоялось личное знакомство Кухаренко с Т. Шевченко. Это знакомство придало новый импульс творческой деятельности писателя. Знакомство с Шевченко переросло в многолетнюю дружбу.
Первая половина 1840-х годов прошла весьма плодотворно для Кухаренко. В этот период он пишет ряд произведений:
- «Запорожский аркуш»;
- «Сиротливый язык»;
- «Вороной конь»;
- «Пластуны»;
- «Овцы и чабаны в Черномории».
В этот же период Кухаренко знакомится и вступает в переписку с филологом И. Срезневским, актером М. Щепкиным, историками К. Сементовским, Н. Костомаровым, А. Метлинским, известным издателем и романистом П. Кулишом, поэтом А. Корсуном. По просьбе друзей, которые тогда определяли лицо украинской литературы и культуры, Кухаренко собирает и отправляет в Харьков, являвшийся средоточием украинского романтизма, казачьи песни, поговорки и пословицы («казачью старовыну»). Писатель мечтает о том, чтобы увидеть напечатанными и свои сочинения.
Произведения Кухаренко, написанные в 30-40-е годы, начинают публиковаться только в конце 50-х годов. Писатель обещает доработать и новые рукописи, однако этому не было суждено осуществиться. В сентябре 1862 года Кухаренко был захвачен отрядом конных черкесов. От полученных ран бесстрашный атаман и талантливый писатель скончался.
Фольклор в творчестве Я. Г. Кухаренко
В доме Кухаренко свято чтили казацкие обычаи, а устное народное творчество было их неотъемлемой частью. Знакомство писателя с фольклором продолжалось и в период его службы в Черноморском войске, и в работе над летописью кубанского казачества «Исторические записки о войске черноморском». Дружба писателя с известными фольклористами способствовала еще большему увлечению народной поэзией. Кухаренко по долгу службы часто ездил в Харьков, где нашел друзей-единомышленников. На Кубани Кухаренко записывал фольклорные тексты, затем их пересылал на Украину.
Писатель интересуется запорожскими песнями и просит И. Срезневского прислать ему «Бабу с раком» и «Чумака».
Т. Шевченко, глубоко знавший фольклор, высоко ценил собирательскую деятельность Я. Кухаренко. Фольклорные произведения имели важное значение для колоритных произведений писателя. В 1836 году он написал драму «Черноморский быт на Кубани между 1794 и 1796 годами». Здесь он непосредственно вводит в литературное произведение народные пословицы, поговорки, песни, а также дает описание свадебного обряда черноморских казаков. В более позднем рассказе «Вороной конь», написанном в 1844 году, Кухаренко использует другие формы обращения к фольклорному материалу.
Писатель творчески обыгрывает фольклорный мотив превращения человека в зверя, растение или птицу из-за проклятия, произнесенного намеренно или неосторожно.
Также в народе пользовались популярность так называемые «суеверные рассказы» об оборотнях, проклятых, заговоренных. В таких рассказах говорится о превращении человека в медведя, волка, бревно и т.д. Подобные бывальщины и былички и сейчас бытуют на Кубани.
Именно такие «притчи» и рассказывал герой произведения Кухаренко и его друзья. А их суеверием пользовались находчивые мошенники. Но в свой рассказ Кухаренко вводит еще один фольклорный мотив, который получил развитие в социально-бытовых сказках. Одной из популярных тем таких сказок является осуждение представителей духовенства, отличающихся лицемерием, сластолюбием, невежественностью. Такое насмешливо-презрительное отношение к определенной части духовенства отразилось во многих народных сказках из сборника А.Н. Афанасьева (например, «Поп ожеребился», «Поп ржет, как жеребец», «Беспечальный монастырь», «Отец Пахом» и т.д.). И конечно, подобные сказки были известны и Я. Кухаренко. Первоначально писатель даже планировал назвать свое произведение «Калугарь-чернец». Он поясняет это название в примечании к письму к друзьям от 20 марта 1844 года. Он говорит о том, что черноморцы понимают слово калугарь как обшарпанный монах, а не так, как оно переводится с греческого – добрый старец. Позже писатель назвал произведение «Вороной конь», где в сказовой форме он сумел передать и реалистическое отношение автора-рассказчика к происходящему, и веру народа в чудеса. Рассказ имеет интересную анекдотическую концовку.
Кухаренко в своих произведениях часто использует фольклор черноморских казаков и творчески осмысливает его художественные формы и средства.