Дневник – это литературно-бытовой жанр, в котором повествование ведется от первого лица, записи идут одна за другой, причем делаются повседневно и датируются.
«Музыка революции» и «какофония бунта»
События октября 1917 года Иван Алексеевич Бунин вместе со своей супругой Верой Николаевной встретил в Москве. Дневник, который писатель вел в 1918-1929-х годах, в последующем стал основой для произведения «Окаянные дни», которое исследователи назвали значимым документом переломного времени. Принимать советскую власть Бунин категорически отказался. В своих записях он полемизировал с поэмой «Двенадцать», написанной в 1918 году Блоком. По словам Игоря Сухих, известного литературоведа, в те дни «Блок услышал музыку революции, Бунин – какофонию бунта».
Писатель отлично знал деревенскую жизнь и в деталях, и в ее психологической и социальной сути. Бунин даже упрекал одного из критиков в том, что тот не в состоянии отличить пшеницу от ржи. Он также возражал Чехову, что в имениях дворянства никогда не было сплошь вишневых садов, и они не росли вблизи домов. Поэтому автор жестоких повестей «Суходол» и «Деревня» не мог воспринимать с энтузиазмом ни Первую мировую войну, ни Февральскую революцию, ни Октябрьскую.
22 октября 1917 года в своем дневнике Бунин писал: «Радость жизни убита войной, революцией».
Иван Алексеевич оказался среди самых непримиримых, самых яростных противников революции. Книга «Окаянные дни» стала одним из важных документов той эпохи. Произведение было опубликовано за границей. Книга при советской власти не печаталась, упоминания о ней были исключительно в негативном контексте. Впервые в СССР произведение появилось в 1989 году, накануне развала государства, возникшего в результате революции 1917 года.
Реалист Бунин и символист Блок во взгляде на революцию оказались и эстетическими, и идейными антиподами. Бунин пишет:
Блок слышит Россию и революцию, как ветер… О, словоблуды! Реки крови, море слез, а им все нипочем.
В революции Блок видел стихийное простодушное творчество восставшего народа. А Бунин – повальное сумасшествие и кровавое безумие, вдохновляемое новой властью. Он пишет о том, что революция – это кровавая игра в перемену местами, и такая игра неизбежно заканчивается тем, что народ, даже если сумел на некоторое время занять господское место, попировать и побушевать на нем, все равно в результате попадет из огня да в полымя. Бунин говорит, что издевательская вывеска «Свобода, равенство, братство, социализм, коммунизм!» была сознательно придумана наиболее хитрыми и умными главарями, и еще долгое время она будет висеть – до тех пор, пока они не усядутся крепко на шею народа.
Блок был в ожидании грядущей чистой, справедливой, прекрасной, веселой жизни. Бунин же оплакивал жизнь прошлую, на которую лишь недавно он смотрел беспощадным, трезвым взглядом, как прекрасную и счастливую, как земной русский рай, как утраченный Эдем.
О произошедшем перевороте Блок написал символическую поэму, а Бунин впервые обратился к публицистике, отбросив в сторону художество. В своих статьях он поражал читателя множеством резких оценок и обилием шокирующих деталей.
И наконец, Блок остался в России. Бунин же в 1920 году эмигрировал навсегда. Всю оставшуюся жизнь писатель провел во Франции.
«Окаянные дни»
Революции И. А. Бунин воспринимал как национальную катастрофу. По его мнению, с революции началась гибель стран как империи, как великого государства.
«Окаянные дни» - книга Бунина, в которой он осмысливает революционные события. Книга состоит из двух частей:
- Москва, 1918 год;
- Одесса, 1919 год.
Писатель записывает факты, которые он наблюдал на улицах городов. В первой части книги уличных сцен больше. Писатель передает обрывки диалогов, газетных публикаций, слухов. Во второй части появляется голос самого автора. Здесь он размышляет о судьбе своей родной страны, переживает что-то личное, предается воспоминаниям и думает о собственных снах. Писатель вел дневник для себя и изначально не собирался его публиковать, однако обстоятельства вынудили его изменить свое решение.
Дневниковая форма повествования была выбрана Буниным неслучайно. Писатель стремился запечатлеть на бумаге те моменты жизни, которые навсегда останутся в памяти.
Через дневниковые записи автор передает свои чувства, поэтому можно говорить об искренности и откровенности этого жанра. Как правило, дневник не рассчитан на публичное восприятие. Форма дневникового жанра исключает разрыв между временем написания и временем, о котором написано, это придает достоверности событиям, описанным в дневнике.
На протяжении всего повествования чувствуется боль писателя за Россию. В книге передается его невыносимая тоска, понимание собственного бессилия в том, чтобы как-то предотвратить творящиеся разрушения культуры и вековых традиций родной страны.
Книга «Окаянные дни» носит крайне субъективный характер. Здесь Бунин размышляет о России, о том, в каком состоянии находился народ в эти сложные, напряженные годы. произведение пронизано чувством подавленности, мрака и беспросветности. Писатель передает читателю свое ощущение национальной катастрофы. События, свидетеле которых он является, наводят на него отчаянье - «грабят, пьют, насилуют, пакостят в церквах». Большевиков Бунин называет «жуликами», Ленина – «животным».
Революцию он описывает как стихию:
Чума, холера тоже стихии. Однако никто не прославляет их, никто их не канонизирует, с ними борются....
Однако в «Окаянных днях» виден не только талант публициста, но и талант художника слова. Бунин и здесь не остается равнодушным к природе. Писатель говорит не только о кровавых событиях, но и о сугробах, розовых облаках, о сияющем небе, которые вызываю в нем «тайный восторг». В дневниковых записях Бунина пейзажные зарисовки занимают особое место. В какой-то степени они даже смягчают описываемые страшные события. Впечатляет набор средств, которые использует писатель в своих описаниях.
«Окаянные дни» - это литературный и исторический памятник жертвам гражданской войны.