Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ранние рассказы Ивана Бунина

Определение 1

Элегия — это лирический жанр, содержащий эмоциональный результат философских размышлений над сложными проблемами бытия.

Творчество Бунина в конце 1880-х годов

И.А. Бунин как поэт дебютировал в 1887 году. Первая книга стихов Бунина вышла в 1891 году. В период с 1893 по 1894 гг. Бунин увлекался толстовством, посещал толстовские колонии, занимался бондарным ремеслом. В этот же период произведения Бунина стали печататься в столичных изданиях, творчество молодого писателя вызвало внимание литературных знаменитостей.

Поэтическое творчество Бунина оказало значительное влияние на прозаические опыты писателя. Тончайшего лиризма и высокой поэзии исполнены ранние рассказы Бунина:

  • «Новая дорога»;
  • «Перевал»;
  • «На край света»;
  • «Святые горы»;
  • «Антоновский яблоки»;
  • «Сосны».

Настроение лирического героя передается всей окружающей действительности.

Замечание 1

Ранние рассказы писателя можно назвать «стихотворениями в прозе». Эти произведения бесфабульны, представляют собой поэтические впечатления автора.

В рассказах Бунина преобладают такие черты, как:

  • Лирико-поэтическое начало;
  • Образная и «цветовая» изобретательность;
  • Символизация деталей;
  • Гибкость интонации.

В 1895 году писатель впервые оказался в Петербурге, где познакомился с такими известными народниками, как С.Н. Кривенко, Н.К. Михайловский, с писателями А.И. Эртелем, А.П. Чеховым, поэтами В. Брюсовым и К. Бальмонтом.

В 1897 году вышла первая книга писателя «На край света» и другие рассказы». Затем Бунин вдруг на два года замолчал, объяснив позже этот перерыв душевными переломами и чувством «своего роста».

В конце 1880-х годов И.А. Бунин много размышлял о судьбах мировой цивилизации, считал, что культурные завоевания в истории человечества имеют первостепенное значение. Бунин понимал культуру широко, рассматривал ее как подъем к духовному расцвету. Именно таким был идеал Бунина. Но писателю не удалось найти гармоничного мира ни в прошлом, ни в настоящем. Тогда у Бунина возникло стремление углубиться в потоки человеческого сознания, его светлые потенции и темные низины, чтобы понять возможности человека.

«Ранние рассказы Ивана Бунина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исследователи в ранних рассказах Бунина «Кастрюк» и «Танька» видели идиллическое благополучие отношений между крестьянином и барином. В «Таньке» писатель раскрыл непреодолимое одиночество помещика. Жалость этого «жадного и угрюмого» человека к голодной девочке случайна, а радость – иллюзорна. Бунин тонко передает ущербность такого существования. В рассказе «Кастрюк» писатель развивает мотив пустого «стариковского дня», «отжившего человека». Здесь выразительны все бытовые детали, все лица, так как они даются через восприятие тоскующей одинокой души.

По похожей канве строятся рассказы «На чужой стороне», «На хуторе», «В поле», «На край света». И во всех произведениях сквозит острое ощущение опустошенной, неуютной жизни.

В ряде рассказов – «Учитель», «Вести с родины», «Без роду-племени», «На даче» - Бунин проникает в сознание «современных» людей, которые жаждут перемен, но не достигают их. эти люди мечтают о светлом дне, но прощаются с мечтой. Нигилизм, мещанство, сытое мудрствование писатель резко осуждает, не показывая ни капли снисхождения. А заблудшим сиротам, людям «без роду-племени» писатель всегда уделяет теплое внимание. Но самое большое сочувствие Бунин отдает крестьянам, которые оказались перед неразрешимыми трудностями (например, «На чужой стороне», «На край света»).

Рассказы 1890-1900-х годов

Проза И.А. Бунина 1890-х годов основана на богатом бытовом материале. Но за пластом конкретно явственно проступает обращение в целом к миру. В творчестве писателя происходит укрупнение изображаемого. Часто Бунин использует традиционные средства, такие, как предыстория героев и открытые авторские суждения. Но еще чаще голос автора включается «незаметно», акцентируя природу, воспринимаемую героем. Так, после небольшого сообщения о «тоске осенних дней» Турбина идет символическая картина хмурого неба, косматого от туч, «черной ночи», занимающегося «нового скучного дня». От таких мрачных образов веет всеобщей безысходностью.

Эту же роль выполняют экспрессивно окрашенные детали интерьера: «молчаливые» комнаты, «стонущие» двери.

Для многих рассказов устойчивыми являются образы-символы: мертва тишина, море снегов. Писатель отражает не только внутреннее состояние героя, но и в целом всю печальную атмосферу человеческого существования.

В сюжетной прозе Бунину было тесно. В произведениях 1900-х годов повествование подчиняется авторским раздумьям, напряженным и часто незавершенным. Именно они определяют разные жанровые структуры.

Рассказы «Антоновские яблоки», «На Донце», «Эпитафия», «Перевал», «Новая дорога» - это развернутое авторское размышление о жизни. В некоторых произведениях, например, «Над городом», «Надежда», «Туман», «У истоков дней» исходным элементом оказывается факт прошлого, который проясняет мысль о том или ином явлении бытия. «Мелитон», «Сосны», «Поздней ночью», «Сны», «Осенью», «В августе», «Золотое дно» и т.д. – эти произведения имеют все признаки рассказа от перового лица, но главным и здесь тоже является постижение философско-нравственного смысла явления или события.

Бунин преодолевает конкретный материал и проникает в глубинные, сущностные процессы жизни. Писателя особенно сильно волновали вопросы развития мира. И моменты такого поиска открываются в рассказах «Эпитафия», «Антоновские яблоки», «На Донце», «Новая дорога».

Писатель стремится уяснить образ будущего и создается вопросом: «Чем освятят новые люди новую жизнь?» На этот вопрос Бунин отвечает предчувствием, что в будущем люди будут счастливы («Надежда»), а жажда красоты возвысит жизнь, наполнит ее настоящими радостями («Тишина»).

Раздумьями о судьбе нравственных ценностей в изменяющейся реальности вызван рассказ «Антоновские яблоки». Произведению предписывали практически поэтизацию крепостнического прошлого. Писатель выражает теплые чувства к прошлому, мечту о возвращении атмосферы старинного дворянского гнезда. Но Бунин в своем рассказе выражает и другое желание – «быть мужиком». Но, конечно, речь шла о богатом мужике. При этом в рассказе есть еще одно признание о том, как хороша «нищенская мелкопоместная жизнь». Разумные устои совместного труда, естественный быт, близость к природе писатель изобразил в сельской жизни, богатой или нищенской.

В своих ранних рассказах писатель ищет и не находит в современности начала, которое могло бы обогатить жизнь.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot