М. И. Пыляев сегодня мало известен в литературных кругах, а тем более широкой публике.
Журналист, писатель, краевед Михаил Иванович Пыляев родился в купеческой семье 13 ноября 1842 года в небольшом старинном городке Гдове (теперь – районный центр Псковской области). Отец – владелец аптекарского и нескольких парфюмерных магазинов в Гостином дворе Петербурга - дал сыну хорошее по тем временам образование. После окончания училища при реформатских церквях (они располагались на набережной реки Мойки) постигал азы гуманитарных наук в Харьковском университете, много путешествовал: Кавказ, Сирия, Турция, Египет.
Бывал в Европе, слыл заядлым театралом.
В молодости Пыляев дружил с журналистами братьями Курочкиными – увлекся газетным делом. Будучи вхож в их литературный кружок, начал понемногу писать, приобретать литературный опыт. Поначалу это были небольшие статьи о драматическом театре, о балете, репортажи (отчеты) с художественных выставок, опубликованные в разных периодических изданиях. В свое время был известен как яркий фельетонист. С 1879 года и до конца своих дней Михаил Иванович был постоянным сотрудником столичной газеты «Новое время» А.С Суворина. В газете публиковались многие известные писатели. Часто, например, в разделе «Субботники» появлялись рассказы А.П. Чехова.
Жил писатель уединенно, гостей не любил. В его небольшую квартиру на набережной Фонтанки допускались лишь трое. Это были друзья: генерал Асташев, писатели Плещеев и Лесков. Признанный стилист и мастер русского слова, Николай Семенович Лесков учил Пыляева писать образно и живо.
Наследие писателя
Когда Пыляеву исполнилось 45, в издательстве Суворина увидела свет его первая значимая книга, составленная из собственных газетных очерков и заметок о русской старине – «Старый Петербург». Но, строго говоря, первым заметным литературным произведением стала книга «Драгоценные камни», написанная еще за 10 лет до «Старого Петербурга». Однако поскольку известность к автору пришла лишь в годы работы в газете Суворина, почитатели его таланта сходились во мнении, что именно «Старый Петербург» является удачным стартом писателя.
Эта книга - словно списанные с натуры «картинки» былой жизни города, описание его архитектурного ансамбля, нравов и обычаев разных слоев населения. Через два года увидела свет еще одна книга, «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» - продолжение первой. Михаил Иванович стал невероятно популярен как знаток русской старины. Как свидетельствовали современники, не проходило недели, чтобы Пыляев не получал писем с просьбами помочь по случаю 100-летия какого-нибудь здания, например, или юбилейной даты полка. У него наводили справки, получали ссылки на редчайшие документы.
В числе книг, написанных Пыляевым:
- «Исторические колокола»;
- «Отец Суворова»;
- «Полубарские затеи»;
- «Замечательные чудаки и оригиналы»;
- «Эпоха рыцарских каруселей и аллегорических маскарадов в России»;
- «Энциклопедия императорского Петербурга».
Почти все они посвящены любимому Петербургу, но его перу принадлежат и книги о другом милом сердцу городе.
«Старая Москва»
Это уникальная энциклопедия-путеводитель. В отличие от строгого императорского Петербурга, Москва в те годы оставалась царским городом, сохранившим тягу к привольной и роскошной жизни. Это памятник той эпохе, в которой неповторимую московскую атмосферу определяли такие известные исторические личности, как Румянцев, Суворов, Орлов, представители знатнейших семейств Нарышкиных, Шереметевых, Юсуповых, Голицыных. Ведь именно они строили дворцы, закладывали парки, держали театры.
Эти истории, описанные пером Пыляева, - неповторимые моменты жизни, какими они запомнились современникам. Грустные, поучительные, забавные, увлекательные, веселые - все они подлинные «картинки» московской жизни в произведении Пыляева.
Значение творчества Пыляева
Благодаря произведениям Пыляева сегодня мы можем восстановить те или иные черты быта, повседневной жизни Петербурга и Москвы, по сути, его произведения выступают настоящей энциклопедией, важнейшим источником сведений о самых различных аспектах жизнедеятельности российского социума. Высокая реалистичность, достоверность, научная проработанность и глубина произведений приводит к тому, что их зачастую используют в качестве источников при изучении истории формирования тех или иных социальных феноменов.
Важно добавить, что от его внимания не ускользали малейшие нюансы жизни людей, его интересы были поистине безграничными. В частности, именно благодаря ему мы можем сегодня восстановить историю развития моды в нашей стране. В частности, появление в России обычая брить бороду Пыляев связывает с татаро-монгольским нашествием. Автор подчёркивает, что пионерами модных нововведений в России становились царствующие особы. В его работах содержатся указание, что во время правления Петра I вышло несколько указов, регулирующих:
- тип и цвет одежды;
- внешний вид (необходимость мужчинам брить бороды).
Из сочинений автора следует, что во времена правления Петра в моду вошли яркие цвета, которые воспринимались как внушающие уважение.
Михаила Ивановича называют тихим героем конца XIX века, настоящим петербуржцем. Он скрупулезно собирал информацию о домах, замечательных людях, оригинальных происшествиях. Причем его журналистское и писательское творчество было честным, без выдумки. Это был человек редкой эрудиции. Библиофил, нумизмат, знаток живописи и спорта, старинных струнных инструментов и автографов, народной медицины, оценщик минералов. Работал писатель не только в библиотеках и частных архивах. Собирал свидетельства старожилов, занимательные истории и анекдоты о петербургской жизни (сегодня эту тематику в писательской среде называют городским фольклором). Иногда по утрам он отправлялся на кладбище, разыскивал забытые могилы писателей, деятелей русской культуры, помогал их восстанавливать.