Драма – это литературный, кинематографический, сценический жанр, который, в отличие от лирики и подобно эпосу, воспроизводит внешний мир – взаимоотношения между персонажами, их поступки и возникающие конфликты. Драма, в отличие от эпоса, имеет диалогическую, а не повествовательную форму.
Коммуникация в пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
В статье «Язык пьес Лермонтова» Б. В. Нейман подробно анализирует речь каждого персонажа пьесы «Маскарад». Действующие лица пьесы:
- Арбенин Евгений Александрович
- Нина, жена Арбенина
- Баронесса Штраль
- Князь Звездич
- Казарин Афанасий Павлович
- Шприх Адам Петрович
- Маска
- Игроки
- Чиновник
- Слуги и служанки
- Гости.
По словам Неймана, Звездич чаще всего на сцене предстает в образе трогательно-наивного и пленительного юноши, хоть его речь совершенно не соответствует такому облику. Он утверждает, что из текста драмы при очень внимательном прочтении можно извлечь много ярких характеристик. Самая лестная характеристика принадлежит полюбившей князя Звездича баронессе Штраль. Но характеристика баронессы неожиданно перекликается с мнением Арбенина. Штраль называет Звездича «игрушкой людей», а Арбенин – «игрушкой маскарада». И баронесса, и Арбенин отмечают ничтожность, безволие, маскарадность персонажа, но Штраль – любя и прощая, а Арбенин – ненавидя и презирая. Однако наиболее точную характеристику о себе дает сам князь, который говорит: «я в дураках», «я очень нехитер», «пожалуй, я дурак», «я большой дурак».
М. Ю. Лермонтов лексически окрашивает речь каждого персонажа пьесы. наиболее ярко выглядит речь Казарина, которого Нейман называет своеобразным философом беспроигрышного понтирования. Казарин может при помощи карточных терминов описать совершенно любую ситуацию. Свои взгляды он описывает так: «Жизнь –банк: рок мечет, я играю…».
В речь персонажа Лермонтов тоже вкладывает «высокие слова» с ноткой иронии: «о таинствах премудрости земной», «о бренности надежд и благ земных».
Особое место среди образов персонажей, связанных с игорным домом, занимает Неизвестный. В статье Неймана говорится, что вопрос от трактовке Неизвестного является вопросом о трактовке всей пьесы. Автор предполагал несколько иначе раскрыть образ Неизвестного, чем известно нам из сценической жизни пьесы. А о прошлом Неизвестного можно узнать из текста произведения. По мнению Неймана, актер вполне мог увлечься образом картежника, потерявшего все. Однако подобная трактовка образа персонажа неверна, так как она не соответствует замыслу Лермонтова. Не соответствует такая трактовка и речевому стилю Неизвестного. Его речь сильно отличается от речи Казарина. Она полна романтической напряженности, пронизана метафорами. Оксюморон подчеркивает внебытовую окраску речи этого персонажа. Неизвестный в речи использует ряд однородных членов, и это создает эффект нагнетания. Образность, эмоциональность речи этого персонажа говорят о том, что автор задумывал его как героя романтического. Но несмотря на тщательную продуманность его образа, Неизвестный был не главным героем для самого Лермонтова.
Нейман считает, что Нина является одной из немногих, кто вышел из такой «светской тины» с чистой душой и невредимым сердцем. Речь Нины не сильно отличается от речи великосветского общества, в котором девушка выросла. В ее речи встречаются популярные в то время французские выражения. Но в свете Нина научилась не только модным французским словам, но и колкостям. Но через этот налет пробивается голос сердца, которому довелось испытать непобедимый страх перед насильственной смертью и все муки жизни. Истинный пафос в речи этой героин проявляется в тот момент, когда погасает последняя надежда, и она осознает неизбежность своей судьбы.
Особенный интерес для читателя и исследователя представляет речь главного героя произведения.
Арбенин помещен в обстоятельства, совершенно необычные для него, и окружен загадками. Образ персонажа соответствует романтике, которая пронизывает всю пьесу. Как и речь Неизвестного, речь Арбенина наполнена метафорами. Таким образом Лермонтов, через близость языка персонажей, показывает и близость их судеб. Обилие терминаций и афоризмов, свойственное пьесе, наиболее ярко отражается в речи главного персонажа. Ораторские интонации стиля Арбенина, взволнованного, приподнятого, напоминают стиль Лермонтовкой лирики и проявляются в широко развернутых периодах. Однако чаще Арбенину свойственна сила резких, кратких обращений, пламенных восклицаний.
Диалог в пьесе «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
По мнению исследователей, в пьесе «Маскарад» М. Ю. Лермонтов пытается изобразить высокого героя в бытовой обстановке. Этим объясняется соединение в комедии двух жанровых начал – комедии нравов и трагедии страстей.
В драме диалог строится по принципу калейдоскопа, когда происходит быстрая смена персонажей в пространстве.
Лермонтов показывает систему ценностей света, где смерть здоровой, молодой женщины абсолютно никого не удивляет. Диалог, который относится к комедии нравов, и диалог в массовых сценах – это быстрый обмен короткими репликами, которые произносят люди-маски, герои под номерами.
Часто подобные диалоги сменяются монологами или камерными диалогами. Например, диалог Звездича и Арбенина в первом действии во время карточной игры сменяется целым калейдоскопом небольших диалогов.
Так же быстро происходит смена диалогов на маскараде – персонажи постоянно друг друга заменяют, кто-то беседует, интригует, а кто-то просто быстро промелькнет.
Маскарад живет своей жизнью, и в то же время он вторгается в мир персонажа. И в этот момент и возникает диалог.
Многоголосые диалоги чередуются с монологами героев и камерными диалогами, что создает два мира – мир Арбенина и мир толпы. Также такое чередование диалогов создает и две жанровые стихии – трагедию страстей и комедию нравов.
Чередование таких диалогов необходимо для создания фона, на котором разыгрывается трагедия главного героя.