Анекдот — это фольклорный жанр, короткая смешная история, как правило, передаваемая из уст в уста. Анекдоту чаще всего свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и вызывает смех.
Комический мир повести «Дядюшкин сон»
М.М. Бахтин отмечает, что мир повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» построен в традициях карнавальной комики. Здесь много условно-фантастического, часто встречаются площадные сцены, пространство произведения осмыслено в духе карнавальной символики, действует карнавальный коллектив, в центре которого – карнавальный король. Карнавально-фантастическую атмосферу произведения создает «карнавальное анатомирование», «развенчание», «растерзание». Однако при всей карнавальной атрибутике и очевидном комизме ряда сцен в повести «Дядюшкин сон» нет того празднично-веселого мироощущения, характерного для карнавала. Напротив, карнавальное настроение разрушается трагическим, тревожным мироощущением автора. В итоге функция карнавального здесь оказывается оригинальной – с помощью комического автор обнаруживает трагическую сущность. И это трагическое в произведении не всегда присутствует открыто, оно может идти вторым планом, быть подспудным. Например, комическая линия любви (князя К. к Зине) в повести дублируется трагической (любви Васи к Зине). Комические коллизии составляют сюжет произведения, и они чаще решаются комически либо трагикомически. Вступающие в эти коллизии характеры тоже являются комическими, однако отразившаяся в повести трагическая подоплека жизни все же очень естественна и оказывает влияние на комическую развязку.
Основу комического мира у Ф.М. Достоевского составляет противоречие.
Комический мир повести «Дядюшкин сон» - это особая «психологическая среда», в которой действуют комические персонажу, а структурную основу этого мира составляет комический случай, происшествие, сон. Случай непредсказуем, но он естественен, он не ждан, но возможен. То есть случай – это всегда новость, всегда закономерное исключение. А комизм заключается в том, что «этого даже вообразить нельзя», «этого никак не может быть». Основная сюжетная линия повести – невероятная история сватовства старого, но очень богатого князя к молодой красавице.
Анекдотичность, невероятность являются неизменной чертой комического мира в произведениях писателя. об этом свидетельствуют специфические заголовки произведений:
- «Дядюшкин сон»;
- «Скверный анекдот»;
- «Происшествие необыкновенное»;
- «Сон смешного человека»;
- «Анекдот из детской жизни».
Многим героям писателя снятся невероятные сны. А в повести «Дядюшкин сон» ощущение анекдотичности, анекдотическая атмосфера усиливаются постоянным желанием Мозглякова и князя К. рассказать анекдот. Таким образом, анекдот оказывается не только структурной, но и эмоционально-оценочной основой повести.
Комический мир рассматриваемого произведения – это гротескный мир города Мордасова. Это многоликий, невероятный, при этом эвентуально реальный, многохарактерный мир колоритных комических персонажей. А фантастичность происходящего опровергается одновременным ощущением возможности, реальности. В то же время, Достоевский подчеркивает абсурдность решения Марьи Александровны. При этом решение это представлено как самое обычное в мире, где господствуют уродливые, нелепые формы жизни.
В повести Достоевский использует новые приемы:
- Развернутые, напряженные диалоги;
- Обилие событий, набегающих друг на друга;
- Сжатость в пространстве и времени.
- Эти приемы насыщают действие повести драматизмом.
Писатель широко использует сборища персонажей с неожиданными скандалами и непредвиденными последствиями. В творчестве Достоевского комического принимает новые формы.
Многие мемуаристы и жена писателя отмечали его любовь к шутке, веселому каламбуру, говорили о «неподражаемом юморе» Достоевского. И эта способность «тешиться юмором» становится характерной чертой и литературной манеры писателя.
Образ толпы в повести «Дядюшкин сон»
Одна из отличительных особенностей комического мира Достоевского – образ беснующейся толпы, которая с хищным любопытством ждет скандала и насмешки над жертвой. Так, в повести «Дядюшкин сон» писатель дает первый комический набросок этого образа. Впоследствии он стал сквозным для произведений Достоевского. «Стоглавая гидра» сплетниц, которую так хотела сокрушить Марья Александровна, одержимая любопытством, агрессивная масса, не желает уживаться ни с кем, кроме себя. Эта общность хищных стремлений превращает жительниц Мордасова в однородную беснующуюся массу. Писатель изображает комическую метаморфозу, которая с ними произошла: исчезают индивидуальные качества и появляются черты, которыми вне этой толпы они не обладали – жестокость, хищные инстинкты, злость. Мордасовские дамы, которые благоговели перед князем К, почувствовали его беззащитность и «инородность», и растерзали его. Толпа не знает любви, ее вытесняет стадное чувство ненависти. И не случайно, что Москалева, начиная «свое дело», предчувствовала главную беду.
Впервые появившийся в этом произведении образ беснующейся толпы как непременного свидетеля скандалов, катастроф и крушения надежд впоследствии неоднократно встречается в романах Ф.М. Достоевского (например, в романе «Преступление и наказание» толпа окружает Мармеладова, во сне Раскольникова толпа наблюдает, как Миколка до смерти забивает «клячонку»; в «Братьях Карамазовых» дамы на суде над Дмитрием «сгорали от нетерпения» и т.д.).
Мир повести «Дядюшкин сон» - это особое сообщество людей, зараженных трихинами зла и переживающих духовные и социальные катастрофы. Мир этот не добр и не беспечен, он выражает амбициозный дух, индивидуалистические устремления. В повести «Дядюшкин сон» предметом комического анализа становится духовная болезнь, охватившая толпу – эпидемия жестокости и злорадства. А источником зла оказывается человеческая душа, ее изначальные глубинные противоречия.