Полифонизм – это одновременное сочетание нескольких равноправных и самостоятельных голосов.
История создания поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
На момент начала работы над поэмой «Медный всадник» А. С. Пушкин находился в Болдинском поместье. Поэт много размышлял о правителях российского государства, о его истории, о самодержавной власти. Общество в то время разделялось на два типа людей – тех, которые полностью поддерживали политику Петра Великого, уважали и обожали его, и тех, которые в великом императоре находили сходство с темными силами, считали его настоящим исчадием ада и относились к нему соответственно.
Пушкин прислушался к самым разным мнениям о времени правления императора, и в результате его размышлений и сбора информации появилась поэма «Медный всадник», которая завершила болдинский этап творчества поэта. Произведение было написано в 1833 году.
«Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистичным направлением.
Содержание поэмы масштабно, она включает в себя и философскую проблематику, и историческую. В произведении нет эпилога, поэтому противоречия маленького человека и государственной машины остаются открытыми.
Тема поэмы
В своей поэме А. С. Пушкин отображает тему власти и маленького человека. Он размышляет о правлении императора, о столкновении с огромной политической махиной маленького человека.
Смысл названия поэмы – «Медный всадник» заключает в себе главную мысль всего произведения. Памятник Петру Великому выполнен из бронзы, однако поэт предпочел применить другой эпитет, более мрачный и тяжеловесный. Таким образом, при помощи выразительных художественных средств А. С. Пушкин обрисовывает мощную государственную машину, для которой совершенно безразличны проблемы страдающих от действий власти маленьких людей.
В «Медном всаднике» конфликт маленького человека с государственной властью не имеет продолжения.
Человек до такой степени мелок для государства, что он незаметен.
О роли личности в судьбе государства можно судить по-разному. Пушкин в своем вступлении к произведению дает характеристику императора как дальновидного, решительного человека, обладающего поразительным умом. Находясь у власти, Петр Великий смотрел далеко в будущее, думало будущем империи, о ее несокрушимости и мощи. О действиях правителя можно судить по-разному, можно обвинять его в тирании и деспотизме по отношению к простому народу. Невозможно оправдать действия правителя, который строил свою власть на костях людей.
Композиция поэмы
Гениальное построение композиции произведения свидетельствует о творческом мастерстве великого поэта. Большое вступление, которое автор посвящает Петру и городу, возведенному им, можно читать как самостоятельное произведение.
Язык «Медного всадника» в себя вобрал все жанровое своеобразие, подчеркивая этим отношение автора к описываемым событиям. В описании Петербурга и Петра язык поэмы величавый, пафосный, гармонирующий с творением великого и могущественного императора. И совсем другим, обычным, языком поэт ведет повествование о Евгении, что отражает суть «маленького человека».
В этой поэме отчетливо виден гений Пушкина. Произведение написано одним стихотворным размером, однако в разных местах поэмы он приобретает совершенно разное звучание. Следующие за вступлением две части произведения также можно читать как отдельное произведение. В них автор рассказывает об обычном человеке, который в результате наводнения потерял любимую девушку.
В своем несчастье Евгений обвиняет памятник Петру, подразумевая в нем императора-самодержца. Этот человек, мечтавший о простом счастье, лишился самого дорого – любимого человека. Он потерял смысл жизни, потерял свое будущее. Герою кажется, будто за ним гонится Медный всадник. Он понимает, что самодержец безжалостен и жесток. Евгений, раздавленный горем, сходит с ума, а затем умирает.
Персонажная система поэмы
Главным героем поэмы «Медный всадник» является мелкий чиновник Евгений, для которого смысл жизни заключается в семье, детях и тихой, размеренной жизни в любимым человеком. Описание внутреннего состояния Евгения, его внутреннего мира сходно с петербургской погодой. Герой поэмы одинок, потерян, духовно слаб. После смерти любимой девушки он сходит с ума. Петербург глазами безумного человека выглядит праздно, правдиво и уныло.
Евгений когда-то принадлежал к знатному роду. Молодой человек живет мечтами о светлом будущем. Он хочет скорее встретиться со своей любимой девушкой, которая живет на другом берегу Невы. Однако из-за непогоды река выходит из берегов. Это омрачает думы молодого человека, он страдает без возлюбленной. Засыпая, Евгений мечтает о доме, семье, детях. Добравшись до места трагедии, он видит лишь развалины и трупы. От горя молодой человек сходит с ума. Много дней он бродит по улицам, живет подаянием. Однажды непогода повторяется, и Евгений снова оказывается возле памятника Петру. Герой все вспоминает и грозит памятнику. В забытье ему чудится, что страшный всадник сходит с постамента и преследует его.
Медный всадник в поэме является олицетворением Петра Великого, его ошибок и заслуг. Образ Медного всадника двойственен. В первом случае – это справедливый, мудрый, всевидящий правитель, родоначальник нововведений и реформ, «отец» Просвещения, защитник слабых. С другой стороны, поэт в нем видит обычного человека, грубого, недальновидного, чье самодурство принесло много бед. Медный всадник преследует несчастного человека. этот образ символичен и многозначителен. Многие видели в императоре не разумного правителя, а деспотичного тирана.
Второстепенные персонажи поэмы:
- Параша
- Перевозчик.
Перевозчик за гривенник перевозит героя поэмы к дому возлюбленной, которая живет вместе с матерью с обратной стороны залива. Параша погибает во время наводнения. Эта девушка является главным смыслом существования Евгения, потеряв ее, он теряет смысл жизни. Через некоторое время его находят мертвым. Евгений утонул в Неве.