«Шестидесятники» - это поколение советской интеллигенции, сформировавшееся в годы хрущевской «оттепели».
Идеология шестидесятников
Термин «шестидесятники» был введен литературным критиком С. Рассадиным, опубликовавшим в 1960 году одноименную статью в журнале «Юность».
В широком смысле «шестидесятниками» называют советскую интеллигенцию, сформировавшуюся во времена «оттепели».
Большинство шестидесятников, несмотря на широту взглядов и культурный либерализм, оставалось верным коммунистическим идеям. Перегибы 30-х годов им представлялись произволом властей и искажением коммунистических идеалов.
Особую роль в формировании идеологии шестидесятников сыграли литературные журналы. Журнал «Юность», в частности, открыл новые имена в литературе. Большой популярностью пользовался журнал «Новый мир», ставший культовым изданием советской интеллигенции. В этом журнале публиковались произведения представителей «лейтенантской прозы»: В. Некрасова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова. Публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына стала особым событием.
В этот же период происходит расцвет научной фантастики, связанный с именами И. Ефремова, братьев Стругацких, Е. Велистова.
В культуре шестидесятников особое место заняла поэзия, которая впервые после Серебряного века переживала небывалую популярность. Поэзия стала масштабным общественным явлением. Лирические сборники поэтов-шестидесятников раскупались мгновенно, поэты собирали многотысячные аудитории. Поэты-шестидесятники стали символом творческого подъема, общественных перемен, свободомыслия.
В авангарде поэзии оказались:
- Е. А. Евтушенко;
- Р. И. Рождественский;
- А. А. Вознесенский;
- Б. А. Ахмадулина.
Кроме перечисленных поэтов, к поколению шестидесятников относятся Г. Шпаликов, Ю. Мориц, Б. Чичибабин.
Отдельное явление в культуре 1960-х годов представляют «барды», поэты-песенники, исполняющие собственные стихи под музыку: Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор. Это явление получило название авторской песни.
Творчество поэтов-шестидесятников
Е. Евтушенко воспринимался как настоящий лидер шестидесятников. Поэт в своем творчестве возрождал традиции позднего Маяковского, скрещивая их с традициями позднего Есенина. Известность Евтушенко принесло стихотворение «Наследники Сталина», которое было напечатано в 1956 году, во время ХХ съезда КПСС, на котором впервые прозвучал доклад о культе личности. Произведение было созвучно событиям, последовавшим в обществе.
Поэма «Братская ГЭС» – крупнейшее по объему произведение Е. Евтушенко. Над этим произведением поэт работал в годы «оттепели». В этом произведении скрестились мотивы и идеи, разбросанные по стихотворениям и поэмам Евтушенко. В «Братской ГЭС» автор раскрывает историю России как историю борьбы народа за светлое будущее. Поэт выражает надежду на то, что все страшное осталось позади, впереди же – светлая жизнь. Главными проблемами поэмы «Братская ГЭС» являются:
- политическая свобода;
- духовная свобода личности;
- освобождение от тоталитарных стереотипов.
Роберт Рождественский выступает как страстный защитник коммунистических идеалов. Рождественский является продолжателем агитпоэзии В. Маяковского. Характерными чертами творчества Рождественского являются плакатность, открытая публицистичность, ораторский стиль. В своей поэме «Письмо в тридцатый век» Рождественский, обращаясь к потомкам, рассказывает о том, как негативные явления сталинской эпохи не давали идти вперед. Он уверен в том, что поставленная цель когда-либо будет достигнута, если люди пойдут по пути Ленина. По мнению Рождественского, все перекосы не отменяют героического пути русского народа в светлое будущее. В произведениях поэта сильны мотивы патриотизма. В поэме «Реквием» Рождественский прославляет подвиг тех, кто защитил страну от фашизма. он призывает к тому, чтобы и трудовые подвиги были на такой же высоте.
Одновременно поэт выступает против обезличивания. В произведении «Винтики» он призывает перестать относиться к человеку как к винтику.
Хоть время и опровергло многие прогнозы Рождественского и Евтушенко, но «Поэма о различных точках зрения» Рождественского сохраняет свое значение и ныне. В поэме сильно критическое начало, не устаревшее и по сей день. Но то, что у Е. Евтушенко дается символически и метафорически, у Рождественского преподносится плакатно, агитационно, и это позволяет исследователям квалифицировать творчество поэта как разновидность агитмассовой поэзии.
Творчество А. Вознесенского развивалось достаточно сложным путем. Незаурядный талант, поиск новых возможностей поэтического слова привлекли внимание читателей и критиков. В лучших работах 50-х годов передано оптимистическое жизнеощущение, радость работы человека-творца («Репортаж с открытия ГЭС», «Мастера», «Из сибирского блокнота» и т.д.). Лирический герой Вознесенского готов творить, действовать. Но порой поэту недоставало поэтической простоты и гражданской зрелости. В стихах сборников «Мозаика» и «Парабола» образность и звукозапись иногда оборачивались увлечением формальной стороной стиха. А. Вознесенский возрождал традицию раннего В. Маяковского, выступал в качестве представителя социалистического авангардизма.
Белла Ахмадулина является представителем чистого романтизма. Одна из главных тем лирики поэтессы – дружба, которую она считает одним из самых сильных чувств. В равной мере дружбе присущи и страсть, и горечь («Свирепей дружбы в мире нет любви», «По улице моей который год…»). Героями стихов Б. Ахмадуллиной часто были русские поэты – А. Пушкин, М. Цветаева, Б. Окуджава, А. Вознесенский. И. Бродский называл Ахмадуллину «наследницей лермонтовско-пастернаковской линии». Ахмадуллина переводила стихи грузинских поэтов – Г. Табидзе, Н. Бараташвили, С. Чиковани и т. д.
Кроме того, Ахмадуллина является автором многочисленных эссе об А. Ахматовой, В. Набокове, Вен. Ерофееве, М. Цветаевой, В. Высоцком, А. Твардовском и других творческих личностях.