Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Русская литература второй половины XX века

Определение 1

«Тихая лирика» — это одно из направлений русской поэзии второй половины 20 века, в центре произведений которого - внимание к родной земле, к деревне и к традиционным ценностям.

Общая характеристика развития литературы в 1950-1970-е гг.

Начавшийся после смерти И.В. Сталина в 1953 году период социальных реформ получил название «оттепель».

Замечание 1

Образное название периода - «оттепель» было дано ему по одноименной повести И. Эренбурга, опубликованной в 1954 году в журнале «Знамя».

В 1956 году на ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев выступил с докладом, разоблачающим культ личности Сталина. Такой пафос доклада Хрущева породил надежду на то, что правда станет основным законом общества. этими надеждами, возможно, был обусловлен взлет публицистики в первые годы «оттепели». Очерки С. Смирнова, посвященные обороне Бреста, открыла дорогу мемуарной литературе бывших узников фашистских лагерей, а позднее и тех, кому довелось пройти ГУЛАГ. Очерки В. Овечкина были посвящены плачевному состоянию сельского хозяйства.

Статья: Русская литература второй половины XX века
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Очерковая публицистика военных и послевоенных лет, а также мемуарно-очерковая литература способствовали активизации процесса демократизации художественного стиля эпохи. Постепенно из литературы уходили такие черты, как:

  • заданность характеров и конфликтов;
  • сочетание авторитарного стиля и романтической героизации;
  • «всевластие» автора над материалом.

В литературе, как и в других видах искусств, усилилось субъективное начало. Исторические явления – революция, гражданская война, коллективизация, политические репрессии – подвергались новому художественному осмыслению. Переосмысливались и проблемы взаимоотношений личности и государства, личности и истории, личности и общества.

Для русской литературы второй половины 20 века концептуальное значение имело переосмысление связей личности и национальной традицией. Так, если в советском искусстве на начальном этапе развития создавались образы людей, отказывающихся от традиций старого мира, то в 50-80-е годы писатели особое внимание обращали на черты, которыми личность связана с национальной культурой и психологией.

«Русская литература второй половины XX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Во второй половине 20 века наряду с утверждением приоритета общего над личным, государственного над частным появилась мысль о самоценности человека.

В этот период начинается процесс пробуждения художественного сознания, который в целом проходил в двух направлениях, связанных с возрождением основных принципов реалистического искусства. Например, в 60-е годы главным выразителем демократических идей был журнал «Новый мир», а в 70-80-е годы – «Наш современник». Эти периодические издания печатали лучшие произведения лагерной, военной, городской и деревенской прозы. Понятия «лагерная», «военная», «городская», «деревенская» обозначали тематические разновидности советской реалистической литературы, которая осмыслялась как единый массив, а его главным идейно-художественным ориентиром оставался метод социалистического реализма.

В годы «оттепели» сформировалось поколение, которое впоследствии получило название «шестидесятники». Они сыграли важную роль в перестройке 1985-1991 гг. «Шестидесятники» выступали за восстановление революционных идеалов, связанных с именем Ленина и считали, что правление Сталина исказило путь развития Советского Союза.

«Шестидесятникам» в целом свойственно стремление к искренности, это качество было главным в их оценке художественного произведения. Они стремились честно выразить свое время.

В конце 1960-начале 1970-х гг. зародился постмодернизм. Это противоречивое явление, особое мировосприятие принесло новое отношение к слову, к культуре, к мудрости.

Пока одни авторы создавали новые художественные формы из переживания вторичности любого слова, другие искали новые пути и видели новые вопросы, которые встали перед человечеством.

Среди таких проблем выделялись:

  • Проблема экологии;
  • Проблема разрушения четких границ между «высокой» и «массовой» культурой;
  • Развитие медиа-технологий и электронных средств коммуникации.

Возникновение этих проблем порождало новые художественные формы. В 1960-е годы в литературу вошла экологическая проблематика. Авторы активно стремятся создавать сложные, многослойные произведения, которые были бы интересны и рядовым читателям, лишенным гуманитарной подготовки, и эстетам. Книга перестала ассоциироваться только с «бумажными носителями» и перешла в электронный состав. Виртуальность книги существенно расширила ее возможности.

Поэзия второй половины 20 века

Поэзия всегда первой откликается на движения души народа. Сложной эпохе 1950-1980-х годов соответствует сложный облик поэзии, с множеством ее направлений, разнообразными хронологическими и культурными пластами.

В эти годы творили философски ориентированные поэты старшего поколения: Б. Пастернак, А. Ахматова, А. Твардовский, Л. Мартынов, А. Тарковский. В 60-70-е годы читателю открылось творчество безвременно ушедших поэтов: О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, Н. Заболоцкого и т.д.

Поэты «фронтового» поколения – М. Луконин, Б. Слуцкий, С. Наровчатов, Ю. Друнина, С. Орлов, Е. Винокуров, М. Дудин и т.д. – грустно, взволнованно и горько рассказывали о подвиге народа. Произведения этих поэтов пользовались популярностью. Поэты выразили душу своего поколения.

В 1950-е годы возникло третье направление, нетрадиционное для русской литературы, которое покорило умы современников – песенная и эстрадно-публицистическая поэзия. Стихи поэтов-публицистов - Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной- слушала многотысячная аудитория. Песни А. Галича, Б. Окуджавы, К. Матвеевой, Ю. Визбора, а в 1970-е годы В. Высоцкого знала вся страна, несмотря на то. Что официально они не были признаны. Эти песни, записанные на домашние магнитофоны во время концертов и неоднократно потом перписанные были любимы и породили множество подражаний.

Публицистическую поэзию дополняла «тихая поэзия», которая была представлена стихотворениями А. Жигулина, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова, В. Соколова и др. Они воспевали красоту русской природы.

С конца 1970-х годов развивается авангардистское направление в поэзии, которое было представлено поэтами-концептуалистами: А. Парщиковым, Д. Приговым, В. Салимоном, В. Коркией, а также поэтами «прямой речи» - Л. Миллером, Б. Чичибабиным, О. Чухонцевым, Ю. Ряшенцевым.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot