Формирование поэзии русского рока
Впервые художественные феномены, относящиеся к поэзии русского рока, стали формироваться лишь к концу 60-х годов. Рок-музыка к этому времени уже сложилась как жанр в Великобритании и США, где он имел свои каноны, свою эстетику, традиции и мифологию.
Появление советской рок-музыки началось с заимствования уже готовых форм, однако вследствие культурного, политического, языкового барьеров по-настоящему глубокое осознание и адаптация этих форм в русской социокультурной среде начались только ближе к концу 70-х годов. Творчество первых представителей этого жанра было либо копированием западных исполнителей, либо текстами, являвшимися по большей части фонетической имитацией английской речи.
А.Н. Веселовский в «Исторической поэтики» размышляет о процессе развития текста в качестве самостоятельного компонента поэтическо-музыкального действия. Он выявляет особую стадию, на которой языковой элемент превращается в связный текст, а не состоит только из эмоциональных выкриков и модернизированных возгласов. Веселовский отмечает, что поют те слова, которые не понимают. Это или архаизмы, которые остались в памяти благодаря мелодии, или слова чужого языка, которые переселились вслед за музыкальным мотивом. В таком случае текст является каркасом, который поддерживает произведение. Слова коверкаются в угоду ритма, искажаются для того, чтобы можно было их подогнать под музыкальный размер.
В советской рок- поэзии такое положение сохраняется вплоть до середины 70-х годов. Существовало предубеждение против текстов для рок-музыки на русском языке. Исполнители считали, что это разрушает сам стиль.
По мнению авторитетных исполнителей, текст, написанный на русском языке, не укладывается в мелодические и ритмические паттерны рок-музыки. Исполнителей, которые пытались спеть по-русски, считали второсортными, освистывали и даже выгоняли со сцены. Популярностью пользовались исполнители, которые копировали зарубежные произведения и редко когда имели понятие, о чем именно поют. Однако публике нужно было именно это. К русскому языку относились как к атрибуту конформизма, считая его знаком не-роковой системы ценностей.
Первые серьезные тексты рок-поэзии на русском языке относятся к середине 70-х годов. Исходной точкой в англоязычной рок-музыке является музыкальная революция, произошедшая в 50-х годах, когда были открыты новые музыкальные формы. Эти новые музыкальные формы обретают вербальное наполнение практически через 10 лет, в середине 60-х годов, когда появляются новые поэты, такие как Боб Дилан, Джим Моррисон. А в России синтез заимствованных поэтических и музыкальных форм с национальной поэтической традицией происходит лишь начиная со второй половины 70-х годов. Это связано со следующими факторами:
- особенности социальной ситуации, сложившейся в то время в стране
- существование жесткой идеологической цензуры
- развитие непечатной, в частности, синкретической культуры.
Развитие альтернативной культуры происходило уже в 19 веке. В отличие от цензуры царской России, советская цензура была более проникающей, что привело к вытеснению части культурного процесса в устную и рукописную область существования.
Примерами этого процесса являются бардовская традиция и самиздатовская поэзия.
Таким образом, появление поэзии русского рока можно описать в виде следующих этапов:
- заимствование готовых форм и их адаптация к языку
- совмещение заимствованных форм и национальной поэтической традиции
- мелодизация слова
- адаптация англоязычной рок-поэзии к русскому социокультурному контексту.
Московская школа русской рок-поэзии
В рамках начавшей складываться в середине 70-х годов рок-эстетики появились первые авторы, которые создавали полноценные поэтические тексты на русском языке. Эти авторы появились среди групп, которые использовали макаронические и английские тексты. Особая роль этих авторов на фоне этой традиции была не так заметна, а пение на русском языке не соответствовало ожиданиям публики.
Специфической особенность таких текстов является эскепистская установка, закрытость поэтического минимума, что минимизирует соприкосновение с реалиями жизни. В бардовской традиции лирическая струя тоже сыграла важную роль. Фигуры первых поэтов русского рока – Никольского, Макаревича, Романова – свидетельствуют о том, что бардовская традиция является колыбелью рок-поэзии.
Для бардовской поэзии характерно наличие двух направлений – лирического и ангажированного. Лирическое направление отличается романтическим эскепистским пафосом, для него характерно стремление к созданию другого мира, который не соприкасается с реальностью.
Чертами поэзии русского рока этого периода являются следующие:
- литературный словарь, в котором нет сленга, вульгаризмов и маргинальных форм
- отсутствие конкретики, абстрактная образность
- разочарование, усталость, романтика являются основными мотивами поэзии
- абстрактность образа лирического героя
- нравственно-этическая проблематика.
Ленинградская субкультура
Начиная с конца 70-х годов начинает формироваться отечественная рок-культура, которую называют субкультурой.
Смыслом и целью субкультуры является создание своего мира, который отделен от реального невидимой, но непреодолимой гранью.
Первые стихотворные опыты субкультуры создают впечатление ошеломляющей новизны. В отличие от московской школы, это совсем другой мир, другой ассоциативный ряд. Тексты поэтов субкультуры, среди которых Майк Науменко и Б. Гребенщиков, насыщены сленгом, молодежным жаргоном, англицизмами. Эти тексты ориентированы на ограниченный круг реципиентов. Особенно ярко отличие московской бардовской школы и ленинградской субкультуры видно в сравнении двух текстов, ставших классическими: «Ты и я» Макаревича и «Стань поп-звездой» Б. Гребенщикова. В поэзии ленинградской рок-субкультуры лирический герой представляет собой конкретный образ человека. темами поэзии являются жизнь этого героя, его друзья, окружение, любимая. Даже в тех текстах, где выносятся нравственные и философские вопросы, есть привязка к конкретике.