Антиутопия –это один из жанров художественной литературы, в котором описывается мировой или государственный уклад, где при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех членов социума формируются негативные тенденции развития.
Первые произведения послереволюционной эпохи были поэтическими. Среди творений публицистических поэтов Пролеткульта, чье творчество было откровенно слабым, выделялись произведения В. Маяковского и поэма Блока «Двенадцать». Произведения Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, написанные в эти годы, были настолько индивидуальными, что не воспринимались как составная часть общей картины современной поэзии. Значение этих произведений выявилось несколько позже. Однако многие стихотворения перечисленных поэтов, которые отражали образ того времени, не были своевременно опубликованы.
С начала 20-х годов 20 века роль литературного хроникера эпохи переходит к прозе. Являясь отражением жизни, проза отзывается на ключевые проблемы времени. Она изображает революцию, гражданскую войну, катастрофическую атмосферу двадцатого века.
Однако первый значительный роман, который появился в советскую эпоху, как это ни парадоксально, был посвящен ненастоящему, а будущему.
Е. И. Замятин "Мы"
Е. И. Замятин стал известным еще до революционных событий своими повестями об армии («На куличках») и о русской провинции («Уездное»). В этих произведениях обнаруживается влияние Лескова и Гоголя. Е. И. Замятин состоял в большевистской партии, сидел в тюрьме. Во время мировой войны он, будучи по своей основной профессии инженером-кораблестроителем, в Англии наблюдал за постройкой кораблей, предназначенных для отечественного фота. Сразу же после революции Замятин вернулся в Россию. Так же, как и Горький, писатель оказался «еретиком».
Замятин любил это слово и считал, что именно бунтари, еретики, несогласные составляют движущую силу прогресса.
Писатель признавался в своей влюбленности в революцию, однако затем разочаровалась в ней. Сначала он сравнивает революцию с «юной, огнеглазой любовницей», а затем с «законной супругой, ревнивой и блюдущей свою законную монополию на любовь». Так, из сторонника революции Замятин превращается в последовательного противника большевиков, борца за свободу писательского высказывания, человеческой личности. Он считает, что его слово писателя более весомо, чем слово аполитичного Бунина или Ахматовой, так как исходит от «своего», революционера и даже большевика.
В 1920 году выходит роман Замятина «Мы». Произведение было воспринято как протест против происходящих после революции событий, против тоталитарного общества. Книга обсуждалась и осуждалась критиками, однако так и не была опубликована в России при жизни писателя. В 1924 году книга вышла в переводе на английский язык. В 1929 году книга была опубликована на русском языке в Париже, а в СССР роман вышел лишь в 1988 году.
Писатель протестовал против понимания своего произведения как памфлета на революцию и большевиков. Он ставил перед собой гораздо более значительные цели. В современности Замятин усматривал зачатки мощного подавления личности, безоговорочного, абсолютного подчинения государственному «мы», на стороне которого колоссальная пропагандистская и техническая мощь. Будущие люди-номера 29 века противопоставить этому могут немного, но вечное – любовь, природу, искусству. Символом искусства в романе «Мы» становится Пушкин.
В произведении «Мы» Замятин создает новый жанр романа – антиутопии, который становится важным для литературы 20 века.
И. Э. Бабель "Конармия". А. А. Фадеев "Разгром"
Первый отклик на события Гражданской войны был неожиданным. В 1923-1925 годы И. Э. Бабель, только вернувшийся из армии журналист и молодой писатель, опубликовал более тридцати небольших текстов, которые составили сборник «Конармия». Только что окончившаяся Гражданская война предстала в острофабульных новеллах как грандиозная битва людей на лошадях.
В книге «Конармия» резко сочетается несколько художественных пластов:
- Натуралистические эпизоды, которые передают весь ужас войны;
- Метафорические пейзажи, которые представляют истинные ценности, не замечаемые участниками битвы;
- Бытовые картины еврейской провинциальной жизни, которые напоминают об истории этих мест и о культуре, истребляемой войной.
После выхода книги С. М. Буденный, командарм 1-й Конной армии, обвинял Бабеля в клевете. М. Горький защищал писателя и утверждал, что он украсил бойцов изнутри, и сделал это «правдивее, чем Гоголь запорожцев». Горький оказался прав: впоследствии произведение было признано одной из лучших книг о Гражданской войне.
Однако отвечающей задачам советской литературы была признана другая книга. Почти одновременно с Бабелем начинающий писатель А. А. Фадеев выпускает роман «Разгром». Главный герой произведения Фадеева – комиссар Левинсон, настоящий большевик, быстро стал образцом положительного героя. В произведении писатель отразил и роль рабочего класса, и предательство образованного интеллигента, и колебания мужиков. История поражения партизанского отряда воспринималась как рассказ о моральной победе идеи большевизма.
Но произведение сохранило свое значение не только как пропагандистского образца. В романе «Разгром» ощущаются мотивы героической баллады об упорстве и стойкости человека, а также отражается проблематика европейской культуры «потерянного поколения». Книга за счет общечеловеческих мотивов сумела пережить свое время и остаться в истории русской советской литературы.
М. М. Зощенко, А. П. Платонов
Однако самым популярным писателем двадцатых годов был М. М. Зощенко. Он одним из первых перешел к изображению «мирной» послереволюционной жизни. Зощенко достаточно быстро нашел своего героя. Им оказался простодушный человек, который претерпевает сложности «самоцветного быта». Основным жанров в творчестве Зощенко становится повествование от первого лица, которое выполнено в сказовой манере. Короткие рассказы за десятилетие сложились в летопись современности, очень смешную и грустную одновременно. Эта летопись оказалась гораздо правдивее официальных документов, очерков и заказных социальных романов.
Одновременно с рассказами писатель создал цикл под названием «Сентиментальные повести», где представил героев классических сюжетов, перенесенными в современность.
Еще одним свидетелем эпохи стал А. П. Платонов, который создал тип повествования, где реалистическое изображение послереволюционной жизни сочетается с гротеском, фантастикой и символизмом, верность революционным лозунгам – с их критикой, сатира – с лирикой. Трилогия Платонова – «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» оказалась настолько непохожей на пролетарскую литературу, что эти книги были напечатаны лишь десятилетия спустя после их написания.