Предромантизм – это комплекс идейно-стилевых тенденций в европейской и американской литературе, предвосхитивших романтизм.
Особенности предромантизма
Предромантизм – это комплекс явлений в европейской литературе во второй половине 18 века, который включает в себя:
- Готический роман;
- Кладбищенскую поэзию;
- Оссианизм.
Предромантизм предпочитает загадочность и таинственность страстей сентименталистской чувствительности. Исключительные приключения героев предромантических произведений разворачиваются на фоне средневековых развалин, диких утесов и т.д. Интерес к фольклору является характерной чертой предромантизма. Главной отличительной особенностью предромантизма является то, что в читатель не знает разгадки тайны заранее, и это создает особую напряженность при чтении. Однако предромантики используют мотив тайны не только для привлечения внимания читателя, но и для утверждения ключевой для них философской идеи: судьба человека непредсказуема, мир непознаваем, в судьбу всегда могут вмешаться внешние силы.
Предромантизм сохранял некоторые черты сентиментализма, но положил начало отрицанию просветительского рационализма. Это направление проникнуто пафосом самоопределения, утверждения личности, интересом к «естественному» обществу, не затронутому цивилизацией, к средневековью. Комплекс идей предромантизма наиболее полно выразил в своем творчестве Ж.Ж. Руссо.
Основным мотивом предромантизма является мотив тайны, который реализуется в загадочности и таинственности страстей.
Предромантические тенденции ярко проявляются в повествовательной прозе Н.М. Карамзина, в частности, в повести «»Остров Борнгольм».
Поэтика повести «Остров Борнгольм»
Повесть была написана в 1794 году и опубликована в альманахе «Аглая». Это произведение тематически соотносится с «Письмами русского путешественника» и представляет собой своеобразный эпилог этой книги. В книге речь идет о возвращении путешественника из Англии и посещении датского острова Борнгольм. На острове путешественника ожидала еще одна дорожная встреча и переживание, связанное с ней. Скрытые смыслы «Писем русского путешественника» выведены на поверхность в повести «Остров Борнгольм». И если «Письма русского путешественника» способны внушить доверчивому читателю уверенность в том, что единственной конечной целью является объективно-очерковый план повествования, то в повесть «Остров Борнгольм» исключает изначально возможно подобной интерпретации.
Размышления писателя о роковых страстях и конфликтах, вызванных ими, делают произведение закономерным этапом эволюции прозы Карамзина от психолого-аналитического типа мировидения к историко-философскому. Это мировидение найдет окончательное воплощение в «Истории государства Российского» и повести «Марфа-посадница».
Рассказ повествователя о себе, открывающий повесть «Остров Борнгольм», обусловлен событиями прошлого. Эти воспоминания и составляют сюжет произведения. Печаль, меланхолия, уход из «холодной зимы» в пространство «тихого кабинета», которые в развитии сюжета трансформируются в ограниченное пространство острова и бескрайнего моря обусловлены тайной, которая привела героя в ужас. Эта тайна скрывает причину проклятия любовников борнгольмским старцем. Таинственность углубляется при каждой встрече с участниками преступления – узницей борнгольмского замка, гревзендским незнакомцем, стариком. Тайна, раскрытая повествователю, читателю остается недоступной из-за чудовищности злодеяния. Читателю приходится лишь догадываться о том, что суть преступления заключается в губительной страсти, противоречащей законам, осмысляемой как «дар природы» и как преступление против добродетели.
Каждый из героев повести по-своему оценивает «страшное преступление» и является носителем определенной идеологии.
Встреча с гревзендским незнакомцем у автора вызывает любопытство, предположение о роке, который убил в нем все чувства. Незнакомец не соглашается с тем, что его страсть к Лиле является преступлением. Он не смиряется с наказанием, продолжает мечтать о встрече с любимой. Потеря героем души связана в первую очередь со скепсисом, результатом которого стал пересмотр отношения к законам морали и нравственности. Герой низвергает всякие представления о рамках дозволенного, оправдывает свой бунт велениями сердца, которое подчиняется законам природы. Песня незнакомца – это изложение позиции личности, которая отрицает Творца и законов, данных им. Святость души здесь подменяется святостью природы.
Узница борнгольского замка осознает свою преступность и «лобызает руку», которая ее наказала. Но выясняется, что недостаточно для искупления преступления признания своей вины перед старцем. Героиню не способны вернуть к жизни никакие моральные и физические страдания, так как она не испытывает раскаяния в совершенном. А на прямой вопрос о том, невинно ли ее сердце, она отвечает более чем определенно. Читателю становится понятно, что Лила не испытывает полного раскаяния.
Старец, который охраняя добродетель берет на себя роль судьи и наказывает преступников, страдает вместе с ними. Все три героя мертвы для жизни.
Трагическая ситуация, описанная в повести «Остров Борнгольм», является всего лишь гиперболизированным, сфокусированным, сведенным в одну точку отражением состояния и внешнего мира. Мир отчужденного замка образно отражает двоемирие и замкнутость. Его жители существуют вне связи с внешним миром, кажется, что остров поделен на две части. Однако этот мир оказывается идентичным миру, к которому относится повествователь. И этот мир тоже может постичь судьба Борнгольма, в где разрушены, нарушены все границы дозволенного и преступного, где в человеке власть берет природное начало. Печаль и разочарование повествователя, близкое к скепсису, вызванное безысходностью и ужасом, заставляют его обратить свой взор к небу: «ветер свеял в море слезу мою».