Петербург в русской литературе
Ни для кого ни секрет, что Петербург всегда был городом-загадкой, мрачным, сырым, однако с потрясающе-красивой архитектурой. Славу печального, вечно дождливого города Петербург обрел благодаря своему географическому расположению и климатическим факторам. Действительно, здесь, неподалеку от Балтийского моря, практически всегда идет дождь, в Петербурге всегда пасмурно и тоскливо. Именно поэтому город был просто обречен прослыть мистическим, тоскливым или же «поэтическим», поскольку считается, что именно дождь вдохновляет на творчество.
На самом деле, Санкт-Петербург назван «городом поэтов» не просто так. В разное время здесь жили и творили многие известные литераторы. Именно в Петербурге были созданы шедевры русской и мировой классики.
Так какую же роль играет Петербург в этих самых произведениях? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует проанализировать прозаические и лирические произведения русской литературы. Сравнивая их, можно составить портрет Петербурга в разные его времена и эпохи. Так, Санкт-Петербург в русской литературе бывает:
- Мрачный, ветреный, «простуженный» город, в котором никто не находит приюта, город, который пропитан дождями и грустью (Такое описание Петербурга встречается в произведения Ф. М. Достоевского, А. А. Ахматовой, Н. Гумилева, А. Блока).
- Грязный, больной, лишенный здравого смысла город опустившихся людей, полный унижений и беспредела (Такой Петербург встречается в произведениях Ф. М. Достоевского, А. Блока, Н. В. Гоголя).
- Величавый, гордый, празднично одетый город, «творение Петра» (Такой Петербург встречается в произведениях А. А. Ахматовой).
- Яркий, пестрый город, тонущий в вечной спешке, однако смогший сохранить свое величие (Такое описание встречается в литературе реже всего, например, в некоторых произведениях А. А. Ахматовой).
- Величавый, роскошный, дорогой город богачей, вечных праздников и балов (Такое описание встречается, в основном, в литературе восемнадцатого-девятнадцатого века в произведениях русских прозаиков того времени, в частности, Льва Толстого).
- Революционный Петербург. Здесь описана сумятица и неясность происходящего, той ситуации, что творилась после победы большевиков и в разгар гражданской войны. Такой Петербург встречается в произведениях А. Блока и С. А. Есенина.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, Петербург в произведениях русской литературы бывает совершенно разным, однако, большинство писателей, живших и творивших в этом городе, сходятся в одном: Петербург – это город дождей и печали, предоставленный сам себе. В русской литературе Петербург представлен как город, в котором постоянно сыро, который нравится только странным и неуравновешенным людям, который вдохновляет на творчество и одновременно убивает все живительные силы.
Значение Петербурга в русской литературе
Как известно, образы Петербурга присутствуют практически в каждом втором произведении русской литературы. Для чего они использованы и какое место занимает Петербург в русской литературе?
С момента своего основания, Петербург восхищал писателей и поэтов, манил их своей холодной и величавой красотой, строгостью архитектуры и прекрасными красотами искусства и природы. Все это во все времена влекло мечтателей, искателей чуда или же личностей ярких, непохожих на других своим внутренним миром.
Так, образ Петербурга имеет для русской литературы следующее значение:
- В образе Петербурга отражается образ России того времени таким, какая она была: величавая, неприступная снаружи, но грязная и беспомощная внутри. Образ города неразрывно связан с образом народа, проживающего в нем. Кого мы можем встретить на улицах Петербурга? Несчастных, замученных людей, самоубийц, клятвопреступников, проституток, продажных полицейских и всяческий нищий сброд, пьющий в кабаках и жалующийся на свою горькую и неудавшуюся жизнь. Все это показывает то, какой жалкой бывает Россия, какой беспомощной и упадочнической она была.
- Образ Петербурга играет важную эмоциональную роль в тексте произведения. Он может быть мрачным и темным, больным, роскошным, солнечным, дождливым – в общем, разным, благодаря чему картина произведения становится более глубокой и яркой.
- Зачастую Петербург имеет довольно значительную связь с эмоциональным состоянием героя произведения, отражать его мысли, чувства и символизировать душевный покой или же, наоборот, дисгармонию и диссонанс.
- Петербург может быть отдельным персонажем наряду с главными героями. Так, Петербург играет роль персонажа в зависимости от сюжета произведения или действий, разворачивающихся в нем.
- Петербург может быть так же и главным фоном событий. В таком случае он является одним из ключевых образов и символов произведения.
- Петербург может быть представлен в произведении главным творением искусства, величавым и гордым. Петербург, как часть искусства и достояние России, встречается в русской литературе довольно часто, особенно в лирических произведениях.
- Петербург несет в себе также и историческое значение – история Петербурга неразрывна связана с важнейшими событиями в истории России, что не могло не отразиться в литературных произведениях.
- Петербург может быть представлен в произведении как революционный центр. Революционный Петербург – отдельная тема образа этого города, имеющая большое значение для русской литературы в целом.
Таким образом, Петербург в русской литературе играет очень большую роль. Образ этого города в прозаических и лирических произведениях бывает различен: от яркой и величавой столицы, до темного и грязного, нищего и несчастного города, построенного на костях крепостных. Все это находило отклик в сердцах и умах писателей, живших и творивших в Петербурге в разные годы его существования.
Так, значение Петербурга для русской литературы просто огромно. Петербург – это не только мрачный и холодный город, это – историческая ценность и достояние России!