«Миргород» — это сборник повестей Н. В. Гоголя, который позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Повесть «Тарас Бульба» - одна из повестей сборника Н.В. Гоголя «Миргород». Кроме этого произведения, в сборник входят:
- «Старосветские помещики»;
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
- «Вий»
Образ Остапа
Остап – старший сын Тараса Бульбы. Жизненный путь этого персонажа типичен для человека его социального положения. Остап вырос в семье зажиточного казака. Тарас Бульба с ранней юности бы частым гостем в Запорожье, неоднократно участвовал в военных действиях. К началу повествования Тарас уже является опытным козарлюгой.
Мать Остапа и Андрия была типичной женщиной – доброй и сердечной, обладала мягким нравом. Из-за частого отсутствия мужа женщине приходилось выполнять мужские обязанности, и это наложило отпечаток на ее мировоззрение и характер.
Когда Остапу исполнилось 12 лет, его отправили на обучение в Киевскую Академию. Это было скорее определено не стремление героя к обучению, а традициями. В то время все состоятельные люди отправляли сыновей на обучение. Не стал исключением и Тарас Бульба. Автор с долей иронии отмечает, что это совершалось для того, чтобы затем «забыть науку по ненадобности».
Остапу было 22 года, когда Тарас решил взять сыновей в Сечь. Дождавшись их приезда, Бульба осуществляет задуманное – ему хотелось, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, как он.
Добравшись до Сечи, Бульба с сыновьями примыкают к военному походу. Остап показал себя активным бойцом, но был взять полякам в плен. Попытки Тараса освободить его не увенчались успехом – Остапа публично казнят.
Описать внешность Остапа однозначно сложно, так как она меняется на протяжении повествования. Остап обладает высоким ростом и крепким телосложением. До отъезда в Сечь его лицо сохраняло черты юности, носил «оселедець», что еще больше подчеркивало его возраст.
Однако после приезда в Сечь внешность героя меняется. На лице Остапа уже нет той детской мягкости и доброты, только мужская суровость и грозность.
Остап всегда отличался гордостью и упрямством. Он никогда не просил прощения за провинности в Академии – ему казалось, что быть физически наказанным менее позорно, чем просить прощения прилюдно.
Гордость прослеживается в манере держаться и в поведении казака во время казни.
Во время обучения Остап не проявлял особого интереса к наукам, был одним из самых «бестолковых» студентов. Но он стал одним из лучших воинов, что проявлялось и в физической силе, и в моральной. Остап отличается сильным духом, сломить его невозможно. Остап - гордость своего отца, смелый и мужественный казак. Благодаря своему уму и характеру Остап завоевывает авторитет среди опытных казаков, и героя назначают куренным атаманом. Остап оправдывает оказанное ему доверие, отлично справляется со своими обязанностями.
Тарас Бульба никогда не баловал сыновей, поэтому Остап не был избалован роскошью и комфортом, привык довольствоваться малым.
Остап обладает твердым характером, умеет ценить дружбу и готов ради друга на все.
Кажется, что писатель создал образ Остапа намеренно строгим и грубым, но это не совсем так. Остап обладает и такими чертами, которые позволяют смягчить это впечатление. По своей натуре Остап простой, добродушный человек, однако не у всех получается эту доброту разглядеть. Кажется, будто Остап стесняется показать свою мягкость, считая, что это недостойно настоящего казака.
Отношения с родственниками
Писатель не раскрывает подробностей об отношениях Остапа с родственниками. Но исходя из определенных ситуаций и диалогов можно составить общую картину.
Образ Остапа на протяжении всего произведения подается в сравнении с братом Андрием. Остап по сравнению с ним выглядит совсем не сентиментальным и не таким эмоциональным. Из-за этого у него складываются неоднозначные отношения с матерью. Женщине сложно отпустить сыновей, поэтому проявления нежности составляют основу ее общения с ними. С одной стороны, Остап понимает чувства матери, однако такое общение скорее тяготит его. Он старается ограничить себя от материнской нежности, но терпит, чтобы не обидеть ее чувства.
С отцом у него складываются более близкие отношения – у них схожий характер, общие взгляды на жизнь. Между Остапом и Тарасом нет откровенных разговоров, но антиэмоциональность и схожая социальная позиция способствует взаимопониманию. Отец для Остапа всегда был близким человеком, о чем свидетельствует сцена казни – Остап перед смертью зовет Тараса. С братом Андрием у Остапа не было доверительных отношений, но братья не ощущают чувства неудовлетворенности от общения друг с другом и скованности. Несмотря на различия в характере и взглядах братья активно взаимодействуют между собой.
Остап по своему внутреннему миру и социальной позиции противопоставляется брату. Но несмотря на то, что братья слишком разные, они могут найти точки соприкосновения друг с другом.
Образ Андрия
Андрий – младший сын Тараса, брат Остапа. Это молодой казак двадцати лет. Род Тараса Бульбы – знатный и обеспеченный. Андрий хвастается, что только за рукоятку его сабли предлагают три тысячи овец и табун коней, и ни у одного казака нет такого орудия.
Андрий красивый, высокий, крепкий молодой мужчина. В начале произведения его лицо покрыто «первым пухом». Позже внешность Андрия меняется, он мужает, юношеская мягкость в чертах пропадает. Герой уделяет внимание своему внешнему виду, красиво и богато одевается.
Андрий хорошо образован. Среди казаков он считается «добрым воякой». Он силен, смел, мужественен, неприхотлив в быту, самолюбив и горд. Готов сражаться насмерть, но ни за что не сдастся в плен. Андрий нерасчетлив, нередко ведет себя неразумно, чем отличается от своего осмотрительного брака. Андрий не имеет склонности обдумывать заранее свои действия. В запальчивости он кидается в опасные битвы, в которые разумный и хладнокровный человек не ввяжется. Но несмотря на безрассудство, он побеждает за счет бешеного натиска.
Еще одно отличие Андрия от брата - эмоциональность. Андрий всецело отдается чувствам, страстно проявляет эмоции.
Андрий много внимания уделяет женщинам. И именно любовь к женщине для него оказывается важнее преданности соотечественникам, верности семье. Из-за этого путь Андрия трагически обрывается. Защищая любимую, он готов сражаться и со своими товарищами, и даже с родным братом. Встреча с отцом оказалась для Андрия роковой – Тарас не простил сыну измены и убил его.