Драма – это литературное произведение, написанное в диалогической форме с серьёзным сюжетом и предназначенное для исполнения на сцене.
Смысл названия драмы «Маскарад»
Над драмой «Маскарад» М.Ю. Лермонтов работал в 1835-1836 гг. Поэт к этому времени уже был близко знаком со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта. Именно маскарады, проводившиеся там, и стали основой для развития конфликта произведения. Критика столь популярного в то время развлечения и места его проведения, своеобразие главного героя, неоднозначная развязка сослужили произведению недобрую службу – ни одна редакция пьесы не была одобрена. Читатель с ней познакомился лишь в 1842 году.
Маскарад – это место, где торжествует вечная праздность и лицемерие. Именно на маскараде разворачивается основной конфликт пьесы. Мишура и блеск залов, горячность и беззаботность гостей позволяют собравшимся отдаться безудержному веселью, разгулу и кутежу. «Маскарад» - это состояние души каждого уважаемого члена общества, и положение дел в самом обществе. Собравшиеся настолько привыкли представать перед знакомыми в определенном образе, такими, какими их хотят видеть, что единственной возможностью открыть свой истинный облик и дать волю своим чувствам, желаниям, поделиться мечтами и волнениями оказывается маска. Неузнанные, они готовы окружающим рассказать то, о чем бы никогда не решились и подумать, будь не на маскараде.
Герои пьесы:
- Евгений Арбенин,
- Нина, супруга Евгения,
- Князь Звездич,
- Афанасий Павлович Казарин,
- Баронесса Штраль,
- Адам Петрович Шприх,
- Чиновник,
- Маска.
Главный герой произведения меняется буквально на глазах читателя. Арбенин предстает спокойным, остепенившимся человеком. Он несколько устал от светских забав, но все же не чужд им. Кажется, что Евгений рад встрече со старыми знакомыми, не против вспомнить прежние времена, когда он искал свое счастье в картах, был молодым страстным игроком. Арбенин охотно отправляется с Звездичем на маскарад. Именно там проявляется отстраненность Арбенина. Его уже не прельщают шумные балы. Теперь он, стоя в стороне, видит во всех собравшихся фальшь и не желает быть причастным к их образу жизни.
Однако из душевного равновесия Арбенина выводит вполне прозаичное происшествие – у героя возникают подозрения в неверности жены. И из тихого семьянина Евгений мгновенно превращается в пылкого любовника. Ревность толкает его на необдуманные поступки. Отчасти Арбенин в произошедшем винит и общество, способное без труда опошлить даже такое чистое создание, как Нина, уничтожить в нем все самое хорошее. От осуждения Евгений переходит к громким нападкам. Он оказывается один против всех. Арбенин знает все пороки общества изнутри и может сорвать с окружающих их маски.
Финал произведения
Прошлое настигает Арбенина, он поддается слабости. Страсть застилает ему глаза, не дает услышать и увидеть очевидное. Он не может совладать с ревностью, гневом и жаждой вновь оказаться в игре. Но ставки непомерно высоки – на этот раз на кону судьбы людей. Арбенин забывает о том, что деньги можно вернуть, заработать, отыграть, а жизнь возвратить невозможно. Евгений шагает в бездну, не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами он получит лишь саморазрушение. Арбенина ждет не только потеря того, чем он дорожит. Судьбой ему уготована ужасная кара. Она не желает оставить его в неведении о содеянном. В финале произведения появляется таинственный Неизвестный, который раскрывает все секреты и срывает пелену, скрывающую правду. Евгений не верил словам, иногда даже не слышал того, что ему говорили. Он был ослеплен ревностью, одержим мыслями о мести и уже не мог с этого пути свернуть. Неизвестный же разрушил стену домыслов и обмана, возведенную самим Арбениным. Евгений наконец-то увидел всю картину и осознал, что натворил что-то непоправимое, ужасное. Ему не по силам жить с этим дальше. Разум героя погрузился во тьму, откуда уже нет возврата.
Возможно, сумасшествие – единственное спасение Арбенина. Он испытал ужасную боль из-за свершенного. А помутнение разума освободило его от непосильного груза знания. Судьба сломила Арбенина, но не лишила жизни, дала второй шанс. Евгений застрял где-то между земным существованием и высшим судом. Но невозможно сказать, это дополнительная кара или возможность искупить вину, заработать прощение.
Анализ финала поэмы «Демон»
«Демон» - это мистериальная трагедия. Здесь мгновение жизни вмещает вечность, вечность протекает как мгновение. Мистический финал поэмы «Демон» отражает реальную объективную ценность любви Тамары, готовность героини жертвовать собой во имя добра, неспособность Демона преодолеть эгоистические желания. Герои снова возвращаются к прежним состояниям: Тамара – в мир чистой духовности, Демон остается по-прежнему одиноким во Вселенной.
Тема монастыря, куда княжна добровольно заточила себя, связана с темой рая.
Тамара достойна чистой, высокой любви, а Демон этого чувства лишен. И эта трагедия героев поэмы разворачивается на фоне природы, сохранившей свою естественность, величие и непосредственность. Реальная жизненная ценность – объективный мир – живет своей прежней внутренне гармонической и одухотворенной жизнью.
В этом величии, замкнутом спокойствии заключается подлинная гармония и сам себя сознающий смысл. Именно в этом мире покоятся абсолютные ценности, и любое нарушение гармонии приводит к гибели. Объективный мир предоставляет человеку возможности для познания и для утверждения добра. А презрение к внешнему миру приводит к потере жизненных ценностей и утрате живой связи с людьми. А поэме «Демон» Лермонтов выражает важную для его современников мысль о том, что в несовершенном мире заключены истоки духовного богатства личности, которая жаждет обновления несправедливо устроенного бытия.
Жизнь, в которой тело и душа, разум и чувства согласны, являющаяся Демону в мечтах, в общих контурах видится в естественной одухотворенности героини. Но эта жизнь достигается не на пути высокомерного, гордого презрения к земли, а в одухотворении земного и внесении в стихийную жизнь природы сознательного начала, в горячем участии у судьбам людей, живущих на земле. Демоническая сила одновременно и страшная человеку, и губительная для него. Но она связана с протестом свободной личности против общественных уз.