Социалистический реализм – это основное художественное направление искусства и литературы в СССР и социалистических странах.
Факторы, влиявшие на развитие литературы в послевоенное время
Великая Отечественная война, победа над фашизмом, разрушенные города и поселения, горе вдов и матерей, тюрьмы и лагеря – все это сказалось на тематике литературных произведений в послевоенный период. В годы войны целые народы подвергались репрессии и обвинялись в предательстве. Бывшие военнопленные ссылались в лагеря.
События войны сказались существенным образом на моральном состоянии советского народа. Победа над фашизмом укрепила чувство достоинства. Люди ждали перемен к лучшему. Это настораживало правящую партию, которая хотела все держать под контролем, в том числе и творческую деятельность. Пропагандировались успехи экономики и культуры под руководством мудрого руководителя Сталина. На самом же деле все было не так. Правда о войне и жизни советского народа продвигалась с трудом. Большей опасностью, как считала сама партия, для нее была творческая интеллигенция. Репрессии послевоенного времени начались с них.
Писатели активно публиковали свои произведения в различных фронтовых печатных изданиях, таких как «Красноармейская правда», «Правда». Описывали любовь народа к Родине, военные события и ненависть к врагу. Но развивалась литература в условиях суровой идеологии и режима Сталина. Под запретом были все произведения, противоречащие общепризнанной точке зрения. Центральный комитет партии, продолжая свою идеологию, в 1946 году выпустил четыре постановления.
В августе вышло Постановление, которое обвиняло авторов печатных изданий «Ленинград» и «Звезда» в идеологической невыдержанности и безыдейности, через две недели – постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Постановление от 4 сентября накладывало ограничения на кинофильм «Большая жизнь». Последнее четвертое постановление было обнародовано в 1948 году и касалось оперы В. Мурадели «Великая дружба». Постановления о журналах изучали в школе. Из Союза писателей Ахматову и Зощенко исключили и перестали печатать, оставив без заработка. Власть считала стихи Ахматовой и произведения Зощенко весьма патриотичными.
В 1949 году под арестом оказался Л. Карсавин, который умер в тюрьме в 1952 году. В тюремной больнице он написал стихотворения «Терцины», «Венок сонетов».
За свои стихотворения трижды была под арестом поэтесса А. Баркова.
Десять лет с 1947 по 1957 годы провел в теремном заключении Поэт Д. Андреев. Под арестом он продолжал писать стихи и «Розу Мира».
Произведения о героях войны
Большую значимость в послевоенные годы приобрело произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», опубликованное в 1946 году. Повесть - это рассказ о судьбе летчика Алексея Мересьева (настоящая фамилия – Маресьев), который лишившись обеих ног, вернулся на фронт и продолжал борьбу с врагом. Автор описывает качества твердого характера героя, благодаря которым советский народ смог победить врага.
Ограниченность мыслей постепенно стала преодолевать и лирика. Издавалось все больше произведений о героях войны. Тема войны стала первоочередной в развитии советской литературы. В них описывалась любовь к Родине и образ матери, проклинающей врагов и молящейся о спасении сына. Широко известны стихотворения поэтов Б. Окуджавы, А. Твардовского, Е. Евтушенко, А. Ахматовой, К. Симонова, Ю. Друниной, Ю. Левитанского, Д. Самойлова и многих других.
Непросто складывалась судьба талантливых и правдивых произведений. Так, например, повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году, была удостоена уже на следующий год Сталинской премии, но еще через год подверглась критике за недостаточную идейность. Об истинной причине фактического запрещения книги очень точно сказал В. Быков: «Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и утвердил его правоту и его значение как носителя духовных ценностей».
За три года, с 1949 по 1952, в журналах нашли отражение всего 11 произведений о войне.
Роман В. Гроссмана «За правое дело» неоднократно подвергался рецензированию. На его основе появилось эпическое произведение «Жизнь и судьба», которое было под арестом с 1960 по 1980 годы.
Таким образом, командная система прилагала все усилия для развития литературы в «нужном» русле.
Русская литература в 1950-1960 годы
После смерти Сталина в 1953 году в стране началась демократизация. Невиновные узники стали возвращаться из лагерей. Оживился литературный процесс, тема войны с исторической правдой стала раскрываться активнее. С 1952 по 1954 г были опубликованы:
- роман Л. Леонова «Русский лес»,
- повести В. Тендрякова,
- очерки Г. Троепольского,
- очерки В. Овечкина.
В 1954 году вышла в свет повесть И. Эренбурга «Оттепель». На основе реальной истории фронтовика, в 1957 году М.А. Шолоховым был написан рассказ «Судьба человека». Герой произведения Андрей Соколов попадает в плен к фашистам. С верой в победу и желанием увидеть семью, Соколов совершает побег, а на Родине узнает, что жена и дочери погибли. Последним ударом для него становится смерть сына в мае 1945 г. Андрей встречает бездомного Ваню и, усыновив его, начинает новую жизнь. И вновь автор показывает твердость характера советского человека. Вера в победу, решительность помогли русскому народу восстанавливать после войны страну из руин. В том же году были опубликованы рассказы В. Быкова «Обозник» и «Смерть человека».
Большую популярность и в наши дни, имеет произведение Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие», написанное в 1969 году. В нем старшина Васков и пять молодых зенитчиц встречаются в неравном бою с фашистами, все девушки погибают.
Разрешение запрещенных ранее тем привело к тому, что появилось много литературы, искажающей факты войны, оскверняющей подвиг советского народа.
Дискуссии о романах В. Астафьева «Прокляты и убиты» и В. Гроссмана «Жизнь и судьба» ведутся до сих пор. Часть критиков относят эти произведения к честным повествованиям о солдатской жизни, другая часть считает их клеветой и обманом.