Усадебная поэзия – это направление в русской поэзии - совокупность лирических произведений с устойчивой поэтической образностью (усадьба, усадебный дом, аллеи, сад, фонтан, беседка и т.д.), произведений с общностью тем, единством мировоззренческих установок.
История возникновения «усадебной лирики»
Возникновение «усадебной лирики» обусловлено историческими обстоятельствами. В 1762 году Петр III издал указ, согласно которому дворяне освобождались от обязательной государственной службы. Это позволило дворянам сделать выбор – посвятить себя государственной службе или заняться хозяйством в деревне. Появилось множество загородных резиденций и тип поселения «усадьба» как результат.
По тем временам владельцы усадеб были интеллигентными, образованными и высоко ценили произведения искусства. Каждая усадьба обладала своей особой микрокультурой. Красота и гармония, присутствовавшие в имении, окружали всех, кто проживал в нем. Так формировалась оригинальная среда, которая существовала по своим законам. Было и общее: воспитание, образ жизни, приобщенность к духовной культуре. Влияние усадьбы проявлялось не только в жизни дворян, но и внедрялось в крестьянскую культуру и сыграло большую роль в возрождении народного искусства. Большая часть композиторов, художников, писателей и поэтов именно через усадьбу впервые познакомились с народной культурой.
Как модель культуры и как архитектурная модель мира усадьба выстраивалась по классицистическому принципу трехслойного пространства. Парково-садовый ландшафт был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. Отдельные постройки и скульптуры имели эстетическую ценность. Наличие эстетических взглядов было важным показателем общего культурного уровня. Имение мыслилось как приют вдохновения и спокойствия. В усадебном доме хранился фамильный герб, семейные реликвии и ценности, которые передавались из поколения в поколения. Поэтическая память делает усадьбу источником вечные ценностей, поэтому стихотворения «усадебной поэзии» могут служить путеводителем по усадьбе и ее окрестностям.
Отражая особый феномен русской национальной культуры, «усадебная лирика» реализует себя в разные эпохи в разных жанровых формах: панегирике, сатире, элегии, дружеском послании, идиллии. «Усадебная лирика» воплощает свою систему ценностей, которая связана с особым жизненным укладом, культом предков и родового гнезда, идеалом культурной жизни, гением места. «Усадебная лирика» имеет свой «язык». Она насыщена метафорическими образами, и зачастую превращается в автобиографию – жизнь становится воплощением поэзии.
«Усадебная поэзия» А. Фета
Лирику А.А. Фета можно полностью, за немногими исключениями, отнести к «усадебной поэзии». Доминанта его лирики – нежность, которая тесно связана с ощущением любви и домашнего тепла.
Для Фета усадьба – это родной дом, а не просто социокультурный локус.
В своих посланиях И.С. Тургеневу он перечисляет преимущества усадебного бытия. Через ряд стихотворений он противопоставляет Россию, олицетворением которой является береза, Европе.
Основным эмоциональным тоном художественного мира Афанасия Фета является идиллия.
В монографии «Усадебная поэзия в русской литературе 19 века» Т.М. Жаплова выделяет такие мотивы «усадебной» лирики А. Фета, как мотивы:
- Усадебного дома. Здесь знаковую роль играют такие элементы усадебного дома, как терраса, балкон, окно, гостиная с роялем;
- Сада. Он обязательно тенистый, романтический, одухотворенный, наполненный ароматами вековых деревьев;
- Садовой атрибутик: скамейки, качели, скульптуры, парковые трасы, фонтаны, гроты, беседки и т.д.;
- Цветов. В поэзии А. Фета особую роль играют резеда, сирень, фиалки, астры, георгины;
- Деревьев (сосны, ели, ивы, березы, цветущие вишни, липы, дубы);
- Птиц, насекомых и животных;
- Сбора ягод и грибов;
- Охоты;
- Времен года.
Образ сада появляется в ранний период творчества А. Фета. Этот образ подвергается мифологизации, выступает как таинственный, дивный мир, изображаемый и в ночном блеске, и в дневном сиянии. Однако все картины природы имеют значение только потому, что их воспринимает лирический герой и они созвучны с проявлениями его внутренней жизни. Частым мотивом лирики Фета является «усадебное свидание», и картины природы выступают фоном для этого мотива («В лунном сиянии», «Благовонная ночь», «Жду я, тревогой объят…»).
Часто в усадебных стихотворениях Фета встречается липовая аллея. Она часто подстрижена в виде туннеля или арки и символизирует замкнутость пространства. На фоне окружающей зелени выделяется и песчаная аллея, которая в усадебной поэзии часто избирается местом действия.
Фет в своих стихотворениях стремится к философскому осмыслению усадебного бытия. Стих обретает особую музыкальность, напевность, суггестивность. Он менее насыщен материальными образами, выполняющими лишь роль очки опоры при раскрытии эмоций, душевных состояний.
Фет впервые приводит в русскую поэзию «безглагольные» стихи.
Слава А. Фета как поэта началась с одного из самых ярких «усадебных» стихотворений – «Шепот, робкое дыханье…». Стихотворение состоит только из назывных предложений. Но его сложно назвать предметным, вещественным. В произведении передается самый трогательный и самый обычный сюжет «усадебной поэзии» - свидание в саду. Оно окутано таинственным полумраком: сонный ручей, робкое дыханье, ночной свет. Поэту было важно передать «музыку любви». Пейзажная и любовная лирика А. Фета составляют одно целое.
В поэзии Фета усадьба является «идеальным миром природы, жизни, искусства». Фет является одним из первых русских импрессионистов и изображает не столько явления и предметы, сколько обрывки явлений, отражения, тонкие оттенки, тени и неопределенные эмоции. Но вместе они составляют цельную, достоверную картину.
Л.Н. Толстой считал, что главным признаком поэзии Фета является «заразительность». Творчество поэта является вершиной «усадебной лирики».