Литературный тип – это совокупность близких по социальному положению, духовному облику, роду занятий или мировосприятию персонажей.
Понятие «лишнего человека»
Русская классическая литература богата многими художественными открытиями, ряд понятий и терминов присущи только ей и неизвестны литературе мировой. Как и в любой другой науке, в литературоведении существуют разные классификации. Есть классификации, относящиеся к литературным персонажам. Например, в русской литературе выделяют следующие типы:
- «благородный разбойник»
- «лишний человек»
- «маленький человек»
- «тургеневская девушка»
- «нигилист»
- «униженный и оскорбленный» и т. д.
Тип «лишнего человека» является самым известным и интересным, вызывающим наибольшее количество споров. Термин «лишние люди» чаще всего применяется к литературным героям 19 века.
«Лишний человек» - это умный, хорошо образованный, чрезвычайно одаренный, талантливый герой, в силу разных причин, как внутренних, так и внешних, не сумевший себя реализовать и найти применение своим талантам.
Он ищет цели, смысла жизни, однако не находит ее и потому растрачивает себя на развлечения, страсти, на разного рода жизненные мелочи, однако не испытывает от этого никакого удовлетворения. Часто жизнь такого человека имеет трагический конец – он умирает или погибает в расцвете лет. «Лишний человек», одинокий, отвергнутый обществом или же сам отвергший его не является плодом воображения писателей, он был ими замечен как одно из болезненных явлений духовной жизни русского общества, которое было вызвано кризисом общественной системы. В судьбах «лишних людей» нашла отражение драма передового дворянства. К известным «лишним людям» в отечественной литературе относятся:
- Евгений Онегин («Евгений Онегин», А. С. Пушкин);
- Григорий Печорин («Герой нашего времени, М. Ю. Лермонтов);
- Федор Лаврецкий («Дворянское гнездо, И. С. Тургенев);
- Алексей Чацкий («Горе от ума», А. С. Грибоедов) и т.д.
Евгений Онегин
Родоначальником литературного типа «лишних людей» считается герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин. Он воспитывался в соответствии с правилами «хорошего тона». Онегин вел богемный образ жизни – ходил на балы, совершал прогулки по Невскому проспекту, посещал театры. Времяпрепровождение Евгения Онегина ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» той эпохи. Однако в скором времени герою романа Пушкина это все надоело. Евгению стало скучно и в театре, и на балах. Это является первым штрихом к портрету «лишнего человека». Онегин стал чувствовать себя неуютно в высшем обществе, лишним. Это общество, что так долго его окружало, вдруг стало чуждым.
Евгений пытается найти какое-либо полезное занятие, однако отсутствие привычки к труду и барское воспитание сыграли свою роль. Онегин ни одно из своих начинаний не доводит до конца. В деревне герой начинает заниматься устройством крестьянской жизни, но после проведения одной реформы, бросает это занятие. И здесь он оказывается неприспособленным к жизни, лишним.
В любви Онегин тоже лишний. В начале произведения герой любить не способен, и отвергает чувства Татьяны, а в конце отвергают его, несмотря на его духовное перерождение.
После дуэли с Ленским Онегин уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Во время этих странствий он переосмысливает свою жизнь, переоценивает свое отношение к окружающему миру, анализирует свои поступки. Однако автор не говорит, что он начал заниматься каким-нибудь полезным делом и стал счастливым. Финал романа остается открытым и читателю остается только догадываться о дальнейшей судьбе главного героя.
Главная беда Евгения Онегина – оторванность от жизни. Он очень умен, обладает огромными задатками, нелицемерен. Однако вся жизнь Онегина – это страдание, на которое его обрекло устройство жизни и само общество. Онегин является одним из многих представителей своего времени и своего общества. В такие же условия поставлен и подобный ему персонаж - Печорин.
Григорий Печорин
Григорий Александрович Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», является еще одним ярким представителем типа «лишнего человека» в русской литературе.
Печорин – представитель лучшей части дворянской интеллигенции начала 19 века. Однако и он не может найти свое место в жизни. Изначально герой Лермонтова наделен большими способностями. Он талантлив, образован, умен. На протяжении всего произведения читатель наблюдает за мыслями, чувствами героя, за его жизнью. Печорин смутно ощущает, что его не устраивает светская жизнь со всеми ее пустыми развлечениями. Однако он не осознает, чем он хочет заниматься, чего именно хочет от жизни.
Больше всего Григорию Печорину мешает скука, с которой он борется всеми способами. И одним из главных развлечений для Печорина являются любовные приключения. Однако ни одна женщина не способна придать смысл его жизни. Единственной женщиной, которую он ценит по-настоящему, является Вера. Но с ней быть счастлив Печорин не может, так как боится любить и, как и Онегин, не умеет этого делать.
Печорин склонен к размышлениям и самоанализу больше, нежели Онегин. Он анализирует собственный внутренний мир, ищет причину своего несчастья и бесцельности жизни. В пустых развлечениях Печорин растратил свою душу и свои силы, и теперь у него не осталось сил на переживания, эмоции, интерес к жизни. В конце концов, Печорин погибает.
Всем, с кем судьба сталкивает Печорина, он приносит несчастья. Нигде Григорий не может найти себе места, не может найти применения своим способностям и силам, и потому он оказывается везде лишним.
Печорин – это правдивое отражение трагедии поколения передовых людей 40-х годов. Герой романа М. Ю. Лермонтова отличается смелым, гордым характером, необыкновенной силой духа. Однако свою энергию он растрачивает впустую, в мелких интригах и жестоких забавах. Образ Григория Печорина воплотил в себе критический дух «нашего века», как говорил В. Г. Белинский. Критик пишет, что Евгений Онегин и Григорий Печорин – это одно и то же лицо, в каждом случае избравшее различный путь: Онегин – путь апатии, Печорин – путь действия. Но в итоге оба пути приводят к страданию.