Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

Определение 1

Внутренний мир героя литературного произведения – это его духовный мир, состоящий из эмоций, чувств, мыслей, а также представлений об окружающей действительности.

Особенность изображения внутреннего мира героев в произведениях русской литературы 19 в.

19 век считается временем развития таких направлений в литературе как романтизм и сентиментализм. В произведениях этого времени авторы большое внимание уделяют внутреннему миру героев, их душевным переживаниям. Одной из ключевых особенностей изображения внутреннего мира персонажей в русской литературе 19 века является сопоставление переживаний, эмоций человека с реалиями социальной и политической жизни.

У каждого писателя был свой особый взгляд на душевные переживания своих персонажей. В произведениях любого писателя можно проследить определенные темы, мотивы, которые волнуют и находят отклик у читателя.

Статья: Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Например, у Н. В. Гоголя такой темой является тема «маленького человека». у А.С. Грибоедова – идея «лишнего человека». А.П. Чехов в своих рассказах разоблачает пороки и переживания людей разных сословий. Объединяет авторов то, что каждого из них сильно волновала тема внутреннего мира человека.

Внутренний мир «маленького человека»

Тема «маленького человека», являющаяся одной из традиционных тем русской литературы, впервые появилась в 19 веке. Возможно, это было обусловлено тем, что изображение маленького человека прежде всего характерно для реализма, окончательно оформившегося в 19 веке. Но эта тема была актуальной в любой исторический период.

Тема «маленького человека» особенно ярко раскрылась в творчестве Н. В. Гоголя. Одним из типичных примеров «маленького человека» является Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести «Шинель». Башмачкин служит титулярным советником. Он до крайности беден – чтобы купить приличную шинель, ему приходится долго копить, во всем себе отказывая. Добытую после таких мучений шинель у Башмачкина отбирают грабители. И казалось бы, что есть закон, призванный его защитить и восстановить справедливость. Но на деле оказывается, что никто не хочет ему помочь – даже те, кто обязан это сделать. Башмачкин совершенно беззащитен, у него нет никаких перспектив.

«Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Гоголь называет Башмачкина «одним чиновником», служащем в «одном департаменте». Это позволяет говорить, что Башмачкин – типичный маленький человек, такой же, как и сотни других чиновников.

Таким же беззащитным изображает маленького человека и Ф. М. Достоевский. Герой романа «Преступление и наказание» Мармеладов оказался на самом дне. Его выгнали со службы за пьянство. Он пропил все, что можно было пропить, хоть и прекрасно понимал, до чего доводит семью. Конечно, в своем положении виноват он сам, но примечательно здесь то, что никто не хочет ему помочь. Окружающие над ним смеются, и лишь единицы готовы помочь. Маленького человека окружает толпа бездушных людей.

К маленьким людям относятся и главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, и дочь Мармеладова Соня. Но здесь важно то, что они сумели сохранить в себе человеческие качества – милосердие сострадание, чувство собственного достоинства. Они еще способны бороться за жизнь, обстоятельства еще не сломили их.

Гоголь и Достоевский похоже изображают социальное положение маленького человека, но Достоевский наиболее ярко показывает внутренний мир этих людей.

Маленькие люди изображены и в произведении М.Е. Салтыков-Щедрина «История одного города». Здесь они – типичные обыватели, серая масса. Они безвольны, зависимы, глупы.

А. П. Чехов представляет совершенно новый тип маленького человека. В его произведениях он уже не выглядит таким беззащитным. Это проявляется в рассказах «Человек в футляре», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев».

Еще одной особенностью маленького человека у Чехова является отсутствие положительных качеств. Писатель показывает нравственную деградацию героев.

Тема «лишнего человека» в литературе 19 века

Тип «лишнего человека» стал уникальным социально-культурным феноменом. Лишний человек – это человек, подвергающийся социальной изоляции. Главными чертами этого типа литературного героя являются:

  • Отчуждение от родной среды, от страны;
  • Чувство нравственного и интеллектуального превосходства;
  • Глубокий скептицизм;
  • Душевная усталость;
  • Разлад между словом и делом.
Замечание 1

Выражение «лишний человек» - это не столько плод литературного воображения, сколько рефлексивный слой сознания в духовной жизни общества, переживающего эпоху социальных потрясений.

В романе «Евгений Онегин» герой произведения устал от светской жизни, от дворянской роскоши. Он принимает решение переехать в деревню. Онегин был возмущен несправедливостью, царящей в обществе, но и от народа он был далек.

Герой романа А. И. Герцена «Кто виноват» Бельтов обладал большими амбициями, однако потерпел фиаско. Бельтов был вынужден стать «лишним человеком».

Печорин, герой лирико-психологического романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова был офицером императорской армии, обладал острым умом, но он был разочарован пустотой социальной жизни, не смог от нее избавиться и потому стал циничным и подавленным. Печорин искал смысл и цель в жизни и потому постоянно поддавался вызовам. Но что бы он ни делал, ничто не помогало ему избавиться от ощущения одиночества, скуки, разочарования, от ощущения собственной ничтожности.

Главный герой романа И.С. Тургенева «Рудин» был умным доброжелательным человеком, стремившимся к будущей славе и жаждущем правды. Но в отчаянии он был вынужден признать свое «неполезное» и «ненужное».

Еще один пример лишнего человека – герой романа И.А. Гончарова «Обломов». Обломов хорошо образован, умен, талантлив. Но долговременный паразитический образ дворянской жизни совершенно лишил этого человека жизненных навыков. Постепенно Обломов становился вялым, он боялся каких-либо изменений.

Лишний человек отвергнут обществом и при этом сам его отвергает. Ему кажется, что общество ограничивает свободу. Лишний человек остается одиноким. Но он понимает, что все причины его несвободы кроются в его душе, что делает его еще несчастнее.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot