Лирический герой (лирическое Я) – это субъект высказывания в лирическом произведении.
Биография В. В. Сергеева
Вячеслав Витальевич Сергеев – советский и российский писатель, журналист, корреспондент удмуртских журналов и газет.
В.В. Сергеев известнее также под псевдонимом В. Ар-Серги – это родовое удмуртское имя писателя.
Сегодня он пишет произведения в разных литературных жанрах, которые переводятся на европейские языки и языки стран СНГ. С 1990 года В.В. Сергеев является председателем Союза российских поэтов и прозаиков. Писатель неоднократно получал государственные награды и премии.
Ар-Серги родился в апреле 1962 года в селе Новая Казмаска в простой рабочей семье, где кроме него, было еще трое детей. После окончания Новоказмасской средней школы Сергеев поступил в Удмуртский государственный университет на филологический факультет, который успешно окончил в 1984 году.
Еще в школьные годы состоялся литературный дебют Сергеева. Первый рассказ писателя был опубликован в газете «Советская Удмуртия». В 1986 году в издательстве «Удмуртия» вышла в свет первая отдельная книга рассказов В. Ар-Серги.
С 1984 по 1986 гг. Ар-Серги служил в Советской армии. Затем он работал в газетах, в журнале «Кизили», на радио. В 1989 году В. Ар-Серги был принят в Союз писателей СССР. А в период с 1990 по 1992 гг. он учился на Высших литературных курсах Литературного института им. М. Горького.
В 90-е годы В. Ар-Серги работал в киностудии «Кайрос» сценаристом, затем полностью решил посвятить себя писательской деятельности.
Вячеслав Сергеев написал более 50 книг поэзии и прозы. Также он написал несколько киносценариев, более десяти пьес, несколько сотен статей, посвященных общественным, литературным, национально-культурным вопросам.
В. Ар-Серги писал не только для взрослых. Для детей он издал сборник рассказов «Душеспи», написал повесть «Пичи пи но Полкан». Некоторые произведения Вячеслава Сергеева входят в учебные программы школ и высших учебных заведений Удмуртской Республики.
Вячеслав Сергеев пишет на русском и удмуртском языках, отлично владеет татарским.
На данный момент В. Ар-Серги живет и работает в Ижевске.
Произведения В. Ар-Серги:
- Рассказ «Считай, считай, кукушечка»;
- Сборник стихотворений «Сквозь очищающий огонь»;
- Роман «Розовые медведи»;
- Роман «Над ночью бабочки»;
- Сборник стихов «Дубрава на Луне» и т.д.
В. Ар-Серги в своих произведениях часто изображает человека постиндустриального века, с его болью и проблемами, с попытками разобраться в непростой жизненной ситуации.
Сборник «Дубрава на луне»
Стихотворения из сборника В. Ар-Серги «Дубрава на Луне» - это не перевод с удмуртского: произведения изначально были написаны на русском языке. Вячеслав Сергеев себя позиционирует как удмуртско-русский поэт. Сам писатель отмечает, что полноценно живет «в стихиях двух языков». Таким образом, поэт эксплицитно выражает биэтническую идентичность.
В своих стихотворениях поэт передает красоту природы родного края. Его описания поэтичны и исполнены грусти. Ностальгические чувства вызваны реалиями, которые относятся скорее к прошлому, чем к настоящему. Иногда в стихах Вячеслава Сергеева сквозят фольклорные мотивы.
В лирике поэта мотив родины часто связан с прошлым, с уходящим временем. Через весь сборник лейтмотивом проходит тяга к родным местам, к земле предков. Поэт с грустью наблюдает за тем, как жизнь уходит из родных мест, а земля предков находится в запустении. Он говорит о том, что родовое гнездо превратилось в «захудалую деревню», исчезли родимые избы, отпелись удмуртские песни, а в деревне «остались четыре избы». Описаниям малой родины Вячеслава Сергеева свойственны мотивы тоски, запустения, умирания.
Поэт представляет уходящий мир в образе старого удмурта-язычника, который размышляет о своей предстоящей встрече с Вышним. Для старика смерть – это избавление от чуждой современной реальности, это воссоединение с предками. Языческие мотивы в стихотворениях этого сборника звучат в образе бабочки. По удмуртским преданиям, в бабочку превращается душа умершего.
В описании любимых мест поэта звучит чувство обреченности, которое происходит от осознания бедности и скудости родной земли, где лишь «унылый кустарник, болота, песок», «корявый лесок», бесконечные дожди, бедность, нужда.
Временами унылая грусть, пронизывающая описания родного края, сменяется возгласом отчаяния, например, в строках: «Коль я в аду, то почему?». Но эти чувства вызваны не отсутствием патриотизма, они продиктованы болью, которую испытывает поэт за родной край, упадком духа, прячущегося за показной иронией.
В стихах В. Ар-Серги город в противовес ностальгическим описаниям сельского пейзажа предстает как враждебная удмуртскому укладу среда. В сборнике это выражают три героя: лирическое Я, старушка, Бакча сульдэр. Бакча сульдэр не принимает город. Город в стихах поэта предстает как царство обмана, разврата и зла. В городе царят хаос и суета, на улице полно «злодеев, шалав и прохиндеев». Люди в заботе о сиюминутном забыли о боге. Поэт воспринимает дымный, шумный город негативно, называет его маскарадом «амбиций, алчности и горя». Иногда прослеживается аллюзия к стихотворению «Фабрика» А. Блока, что усиливает ощущение враждебности города человеку. Но при этом лирический герой ощущает свою принадлежность городу. Так в стихах поэта соседствует неприятие им современного города и одновременно любовь к нему.
В стихотворении «Бакча сульдэр» Вячеслав Сергеев делится своим горькими размышлениями о судьбе удмуртского народа.
Бакча сульдэр сам поэт переводит как огородное пугало.
Сегодня Бакча сульдэр кажется ненужным, нелепым осколком прошлого, является объектом праздного пустословья и насмешек. Он за свою жизнь перенес многое, но сумел сохранить самодостаточность и самобытность. Бакча сульдэр взирает на мир с философским спокойствием.
Через мотив дороги Ар-Серги метафорически выражает свои размышления о судьбе удмуртского народа.