Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обзор русской поэзии начала XX века

Для истории русской культуры начало XX века - один из самых знаменательных этапов, период, когда творческий потенциал интеллектуальной элиты достиг наивысшего расцвета. Впервые за многовековую историю Россия превратилась в кипящий котел независимых идей и течений, черпая вдохновение в тех процессах, которые происходили в обществе, в умах художников.

Происходит разрыв с традиционными формами повествования, отход от реализма и поиск новых форм выражения мысли. Процесс этот был неизбежен, поскольку после грандиозного подъема XIX века, подарившего мировой литературе столь значительных мастеров слова как Толстой, Тургенев, Чехов, Достоевский и прочие, невозможно было достичь чего-то столь же значительного в заданных условностях жанра. Изменился и сам мир вокруг творца, потому требовалось изобрести принципиально новые способы говорить, творить, создавать. Так появляется модернизм, ознаменовавший отказ от привычных рамок, стремление к экспериментам, к пересмотру консервативных понятий. В российской поэзии наиболее влиятельными оказались три направления модернизма:

  • футуризм;
  • символизм;
  • акмеизм.
Замечание 1

Произведения ярких представителей этих течений вкупе со стихами поэтов-пролетариев, крестьянских и не имеющих выраженной направленности лириков вместе составили наследие "Серебряного века русской поэзии".

Футуризм как литературное течение начала прошлого столетия

Футуризм как поэтическое движение зародился в России в 1910 году. Его первым заявлением о себе стал выпуск сборника "Садок судей", составленный из сочинений В. В. Каменского, Велимира Хлебникова, Д. Д. Бурлюка. Несколько позднее к ним присоединились А. Е. Крученых и В. В. Маяковский, вместе эти пятеро поэтов объявили себя кубофутуристами, ссылаясь на родственное явление в живописи - кубизм, и общее устремление в будущее. Велимир Хлебников придумал для себя и своих коллег звучное название «будетляне» - люди, которые будут.

В опубликованном накануне нового, 1913 года, сборнике "Пощечина общественному вкусу" группа объявляла своих членов единственными людьми, идущими в ногу со временем, и даже опережающими его.

«Обзор русской поэзии начала XX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Хотя будетляне, известные также под названием "Гилея" бесспорно стали наиболее влиятельными представителями футуризма в русской культуре, одновременно с ними существовали и творили другие приверженцы этого направления: эгофутуристы, которых возглавил Игорь Северянин, группа "Центрифуга", куда входил Б. Л. Пастернак, а также "Мезонин поэзии". Всех их объединяло стремление к полному разрушению классической культуры, вера в человека будущего, стремление сделать искусство массовым, доступным и понятным простому обывателю, одновременно с этим - стремление к эпатажу, словотворчеству, постоянный поиск новых моделей речи.

Символизм как литературное течение начала прошлого столетия

Футуризм развился на почве, подготовленной символистами, кружки которых начали появляться в русской литературной среде уже в 1890-х годах. Таким образом, символизм стал первой ласточкой модернизма в России, которое к 1910 году в значительной мере изжило себя. Толчком к развитию движения в XIX веке послужил обострившийся интерес к психологии личности человека, скрытым аспектам ее проявлений, к иррациональному, мистическому. Исследования Зигмунда Фрейда, философские труды, основывавшиеся на постулатах Платона, призыв к интуитивному познанию нашли свое отражение в творчестве символистов.

В русской литературе принято разделять две волны:

  • "старшие символисты"
  • "младосимволисты", творчество которых непосредственно относится к началу XX века. Оно сформировалось под сильным влиянием идей В. С. Соловьева. Его идеалистическая философия получила развитие в работах Сергея Соловьева, А. А. Блока, Андрея Белого, В. И. Иванова.
Замечание 2

Кризис течения возник по причине его чрезмерного идеализма, превознесения "вечных ценностей", к которым следовало стремиться, пренебрегая низменными страстями, что не соответствовало духу времени.

Акмеизм как литературное течение начала прошлого столетия

Однако символизм не исчез полностью, он переродился в исключительно русское направление модернизма - акмеизм. На греческом "аcme" означает "пик, вершина" – таким образом последователи акмеизма утверждали, что сумели достичь высшей степени символизма, избавившись от устаревшего налета мистицизма и пустой риторики. Представители течения сосредоточились на переживаниях человека, исключительно мирских, живых и понятных. Хотя процессы расслоения в среде символистов происходили с 1905-1907 г. г. окончательно оформился акмеизм в 1910-м. Известнейший литературный кружок акмеистов собрался в Санкт-Петербурге, по аналогии со средневековыми ремесленными артелями он получил название "Цех поэтов". Во главе группы встали Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий, в разное время в ее состав входили А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич.

Одновременно с поэтами-модернистами заметную роль в литературе стали играть крестьянские - иначе "новокрестьянские" - поэты. К этой группе лириков, выходцев "из народа", не понаслышке знакомых с тяготами жизни простого труженика, относятся С. А. Есенин, Н. А. Клюев, П. В. Орешин, П. А. Радимов, П. И. Карпов, А. А. Ганин. Это были творцы, не имевшие своего кружка, не провозглашавшие манифестов и не стремившиеся к отвержению старого. Их творчество во многом следует наследию классической поэзии, оставаясь при этом самобытным, авторским, часто обращается к темам сельской жизни, страданий русского народа и его радостей.

Особняком среди поэтов "Серебряного века" стоит творчество сочинителей, не примкнувших ни к одному из означенных движений, но оказавших значительное влияние на развитие русской культуры. Среди них - М. И Цветаева, М. А. Кузмин, В. Ф. Ходасевич, И. А Бунин, а также певцы нового социального класса - пролетариата: Демьян Бедный, Сергей Ганьшин, Витебский, Скорбный, Я. П. Бердников.

Многообразие направлений, в каждом из которых работали удивительно талантливые творцы, создало большой поэтический пласт, объединенный общим названием "Серебряного века поэзии". Этот беспокойный, кипучий период исканий и достижений, навсегда вошел в историю российской культуры как время создания великих произведений.

Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot