«Темное царство» — это общество, характеризующееся необразованностью, невежеством, самодурством, домостроем, неприятием перемен.
А.Н. Островский – мастер точных описаний. В своих произведениях он сумел показать темные стороны человеческой души, отрицательные, неприглядные качества человека. Добролюбов, критикуя Островского, отмечал его «народное» мироощущение. Главную заслугу писателя он видел в том, что драматургу удалось подметить в русском человеке и обществе те качества, которые способны тормозить естественное развитие. Во многих драмах писателя поднимается тема «темного царства».
«Темным царством» Добролюбов называет город Калинов из пьесы «Гроза».
И это определение в полной мере характеризует атмосферу, описанную в пьесе. Островский хотел подчеркнуть, что пороки, которые есть в Калинове, характерны для всех российских городов конца 19 столетия.
Калинов – «затерянный город»
Печальные события пьесы «Гроза» происходят в провинциальном городе Калинове. Это купеческая среда с твердыми патриархальными устоями. Жителей Калинова необходимо рассматривать в неразрывной связи с городом. Все горожане обманывают, обворовывают друг друга, терроризируют членов своих семей.
Настоящая власть в Калинове принадлежит тем, у кого есть деньги. Власть городничего здесь номинальна, о чем становится понятно из разговора Кулигина.
Горожане по-разному воспринимают правила жизни в Калинове, и их можно разделить на следующие категории:
- Те, кому комфортно жить в таких условиях;
- Те, которые придерживаются нейтрального отношения, формируют среду города, являются неотъемлемой ее частью;
- Те, кто не может свыкнуться с обычаями, страдает от устоявшихся традиций. Таких людей меньшинство.
Главная героиня пьесы, Катерина, относится к последней категории. Жизнь в Калинове для нее стала тюремным заключением. В Калинове Катерина оказалась после замужества. С детства героиня привыкла к свободе. Супруг стал для нее каменной стеной в плохом смысле этого слова, а свекровь – жестоким надзирателем. В такой же ситуации находится Борис, приехавший в Калинов. Должность тирана в его доме занимает Дикой. Он, как и Кабаниха, является непосредственной частью Калинова. Любовь Катерины и Бориса – это результат их борьбы с патриархальностью и традиционализмом, но из-за душевной незрелости героев, они оказываются проигравшими.
Писатель подчеркивает, что такие города, как Калинов, обречены, а у калиновцев нет будущего. Он высмеивает нежелание горожан открыться новому.
Жители Калинова
Дикой и Кабаниха – главные самодуры пьесы. Характер Дикого особенно ярко проявляется в эпизоде, когда к нему с претензией приходит городничий: мужики жаловались на то, что Дикой их обсчитывает. Он даже не пытается себя оправдать, наоборот, он не считает зазорным, если купец крадет у простых жителей. Дикой груб и жаден, он постоянно ворчит и ругается. Из-за алчности испортился характер Савла Прокофьевича. В Диком не осталось совершенно ничего человеческого. Он не вызывает у читателя никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в Калинове сами жители потакают самодурству Дикого: они унижаются, просят у него денег, зная, что их оскорбят, и все равно, скорее всего необходимую сумму не дадут.
Дикого больше всего раздражает его племянник Борис, которому тоже нужны деньги. Купец открыто грубит племяннику, проклинает его, требует, чтобы тот уехал. Дикому абсолютно чужда культура. Он не знает ни Ломоносова, ни Державина. Накопление и приумножение материальных благ – вот его единственный настоящий интерес.
Кабаниха отличается от Дикого. Она «под видом благочестия» старается подчинить все своей воле. Кабаниха воспитала неблагодарную, лживую дочь, слабого, бесхарактерного сына. Сквозь призму слепой материнской любви она не замечает лицемерия Варвары. Но Кабаниха хорошо понимает, каким она сделала сына. К Катерине она относится хуже, чем ко всем остальным. В отношениях с невесткой проявляется желание Марфы Игнатьевны всех контролировать, наводить на людей страх – лидера или любят, или боятся, а Кабаниху любить не за что.
Следует отметить говорящие фамилию Дикого и прозвище Кабанихи. Они отсылают читателей к дикой жизни.
Феклуша и Глаша – низшее звено в городской иерархии Калинова. Они обычные жители, которые рады прислуживать господам. Феклуша и Глаша говорят о том, что сейчас в Москве «содом», ведь люди там начинают жить по-другому.
Культура и образование чужды жителям Калинова. Они хвалят Кабаниху за то, что она выступает за сохранение патриархального строя. А Глаша соглашается с Феклушей в том, что лишь в семье Кабановых сохранились старые порядки. Они считают, что дом Кабанихи – настоящий рай на земле, так как в других все погрязло в невоспитанности и разврате.
Реакция калиновцем на грозу схожа с реакцией на стихийное бедствие. Горожане бегут, стараясь спрятаться. Гроза в пьесе – не просто природное явление, а символ божьей кары. Именно так воспринимают ее Дикой и Катерина. Кулигин совсем не боится грозы и призывает горожан не паниковать. Он рассказывает Савлу Прокофьевичу о пользе громоотвода, но Дикой остается глухим к просьбам изобретателя. Кулигин, не имея возможности противостоять устоявшимся порядкам, вынужден приспособиться к такой обстановке. Борис понимает, что мечты Кулигина в Калинове так мечтами и останутся. Кулигин при этом отличается от других калиновцев. Это честный, скромный человек, зарабатывает на жизнь своим трудом, не прося о помощи богатых и влиятельных. Он подробно изучил порядки, по которым живет Калинов. Он знает об обманах Дикого, знает, что происходит за закрытыми дверями, но не может это изменить.
В «Грозе» Островский изображает Калинов и его жителей с негативной стороны. Он стремится показать, насколько плачевна ситуация в провинциальных городах, и делает акцент на том, что общественные проблемы требуют немедленного решения.