"Слово о полку Игореве" – это памятник древнерусской литературы, произведение, написанное в 12 веке и посвященное неудачному походу князя Игоря Святославовича против половцев.
Особенности произведения «Слово о полку Игореве»
В основе «Слова о полку Игореве» лежит реальное историческое событие – поход новгород-северского князя Игоря Святославовича в 1185 году против половцев.
Об этом событии речь идет и в «Повести временных лет».
Причиной похода князя стала необходимость защитить свою землю от набегов врагов. Но помимо этой высокой цели у него есть еще одна цель, менее благородная – Игорь стремится обрести себе славу и почет, подобно предкам.
Итак, четыре князя во главе с Игорем Святославовичем отправляются в поход. Неоднократно князьям представляется повод усомниться в верности своих решений, но они не отступают.
В результате княжеские войска встречаются с войском половцев на реке Каяла. Первые сражения приносят успех русскому войску, однако в дальнейшем судьба оказалась не такой благосклонной – русские воины были разбиты половцами, а сам князь попал в плен.
Образ русской земли
Упоминание Русской земли в тексте фрагментарно. Однако несмотря на отсутствие подробного и многословного описания, действие Русской земли в произведении гораздо важнее и значительнее, чем деятельность князей или воинов.
Чтобы разобраться в значимости и важности образа Земли, следует рассмотреть значение земли в жизни язычников. Казалось бы, в «Слове о полку Игореве» описываются события, произошедшие уже после крещения Руси, и языческий аспект к этому времени должен был быть уже искоренен, однако этого не произошло. Нововведенное христианство совместило в себе черты христианства и язычества. Об этом свидетельствует, например, обращение княгини Ярославны к представителям различных стихий, а не единственному Богу, почитаемому в христианстве.
Образ земли для наших предков был очень важен. Они были земледельцами, потому тесно связаны с обработкой земли, с выращиванием на ее почве разнообразных культур. Но на этом в понимании наших предков образ земли не ограничивался. Земля была чем-то гораздо большим, она была живым существом. Деревья, трава, почва позволяли человеку выжить. У древних славян богиня земли – Дива – была женой Белобога, главного бога славянского пантеона.
Древние славяне верили, что деревья, кустарники, травы – это волосы Земли, горы и камни – ее кости, а корни трав и деревьев – жилы Земли, реки – ее кровь. Земля, как все живые существа женского пола, рождала детей – представителей фауны и флоры. И как и все живые существа, Земля обладала чувствами и эмоциями, поэтому могла злиться или радоваться. Славяне считали, что свою злость Земля выражает в бурях и землетрясениях.
Исходя из этой позиции, в «Слове о полку Игореве» роль Земли существенно расширяется, поэтому ее действие в тексте следует рассматривать в прямом и переносном смысле.
В прямом значении Земля в произведении действует во время описания просторов Руси и входящих в ее состав многочисленных землях. В тексте земля плачет от того, что ее некому защитить от бесчинства и грабежей половцев, стонет от вражеской навалы. В конце Земля оплакивает погибших воинов, горюет по поводу пленения князя Игоря.
К образу Земли в широком понимании можно отнести все элементы, которые связаны с деятельностью природы. Она предупреждает князя Игоря Святославовича об опасности – о беспокойных представителях фауны, о солнечном затмении.
Роль природы в «Слове о полку Игореве»
С помощью природы в произведении происходит смена настроения, а также усиление эмоциональности картин. Картины природы, в зависимости от обстоятельств, быстро меняются. Создатель «Слова о полку Игореве» виртуозно оперирует картинами природы для изображения образов героев и для отображения происходящих событий.
Можно сказать, что образ Земли является главным действующим лицом произведения древнерусской литературы. Это связано с глубокими мифологическими представлениями древних славян о строении мира.
Для автора русская земля неразрывно связана с русской природой. Солнце, ветер, море, реки, овраги, вечерние зори, утренние восходы, грозовые тучи – все это составляет обширный фон, на котором происходит действие «Слова о полку Игореве». Картины природы передают ощущение широчайших просторов родной страны. Пределы пейзажа словно раздвинуты, что позволяет увидеть не участок природы, а страну целиком.
Особенно четко этот широкий пейзаж выступает в плаче Ярославны, она обращается к разным силам природы:
- К ветру, лелеющему корабли;
- К солнцу, согревающему всех;
- К Днепру, который способен пробить даже каменные горы.
Русская природа при этом не выключена из исторических событий. Пейзаж произведения тесно связан с человеком. Природа участвует и в радостях, и в печалях русского народа. Чем автор шире охватывает Русь, тем жизненнее и конкретнее становится образ Русской земли, в котором птицы и звери наделяются человеческим разумом, а реки оживают и вступают в беседы с Игорем. Присутствующее в «Слове» ощущение простора усиливается образами соколиной охоты, участием в действии перелетных птиц.
Такое объединение Русской земли в единый живой, волнующий образ оказывается одним из ключевых элементов призыва автора к объединению.
Этот призыв вытекает и из центрального образа произведения – образа прекрасной, единой, страдающей Родины. Он вызывает сочувствие к Русской земле, пробуждает любовь к природе, вызывает гордость ее историческим прошлым, сознание непреоборимых сил, заложенных в ней.
Этот призыв к единению перед лицом внешней опасности проходит через все произведение. Автор на примере неудачного похода Игоря Святославовича доказывает необходимость этого единения. Князь терпит поражение именно потому, что отправляется в поход один.
«Слово о полку Игореве» исполнено сильных, волнующих чувств по отношению к родной земле. Это произведение полно настоящего патриотизма и чувства переживания, сострадания к несчастной Родине, растерзанной междоусобицами.