Художественный образ – это любое явление, творчески воссозданное автором в предмете искусства.
Образ предпринимателя в советской литературе
Не только в советской русской литературе, но и в дореволюционной сложился ряд стереотипов в изображении образа предпринимателя, которые глубоко внедрились в сознание нескольких поколений читателей. В числе таки стереотипов:
- Осмысление мира предпринимательства как «темного царства»;
- Осуждение и отторжение детьми дела отцов;
- Моральное разложение, характерное миру богатых;
- Отказ от богатства как противостояние социальному неравенству и т.д.
Коммунистическая пропаганда приложила максимум усилий, чтобы значительно утрировать образ предпринимателя-капиталиста. Советская школа из огромного разнообразия классической литературы отбирала те произведения, в которых поддерживалось бытование подобных стереотипов. Эти произведения успешно формировали такое представление о деятельности купцов, промышленников, предпринимателей у нескольких поколений читателей. На протяжении долгого времени советская литературная критика делал акцент на классовой, социальной природе предпринимательства, изображении предпринимателей как типичных представителей буржуазного класса. Именно таким образом трактовались герои таких произведений литературной классики, как:
- «Фома Гордеев» А. М. Горького;
- «Вишневый сад» А. П. Чехова;
- «Бесприданница», «Гроза» А. Н. Островского;
- «Молох» А. И. Куприна и т. д. Подобное осмысление образа русского предпринимателя и купца уничтожало и саму идею предпринимательства как свободного творчества свободной личности.
Предприниматель, по определению В. И. Даля, это человек, который приступает к свершению чего-либо значительного, затевает исполнить какое-то новое дело.
В таком осмыслении акцент делался не на деловом энтузиазме предпринимателя, а на денежном эквиваленте его работы – прибыли. В классовой трактовке деньги становились олицетворением, сущностью предпринимателя.
Предпринимательская деятельность ассоциировалась с рядом отрицательных характеристик человека, с его нравственным и моральным разложением. В таком осмыслении купеческое дело связывалось с эксплуатацией людей, обманом, а также с преступлениями самого разного масштаба.
В сознании читателя привычными атрибутами жизни предпринимателя стали скандалы, дикие выходки, безобразия, кутежи, дебош и купеческий разгул. А свойственная купечеству глубокая религиозность воспринималась как своего рода доступный, покупаемый за деньги способ замаливания своих грехов. Купец жил и грешил, при этом чувствуя, что его благосостояние и счастье строятся на слабых и беспомощных. Он не забывал этих несчастных и следовал обычаю, сохранившемуся в купечестве, к большим праздникам посылать в места заключения и тюрьмы подаяния – сахар, чай, калачи.
Из художественных текстов следовало, что нравственность предпринимателей является нравственностью самого низкого формата. В торговой парадигме сформировалась мораль, что все продается и все покупается.
Образ предпринимателя в произведениях современных авторов
Однако истинные черты русского предпринимательства, представители которого обладали цепким умом, знанием экономической конъюнктуры, были очень предприимчивы и инициативны, отлично осознавали связь между собственным благополучием и общественными интересами, показаны в справочно-биографических изданиях и мемуарной документалистике последнего времени:
- «Русские миллионщики»
- «Русские Медичи»
- «Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала 20 века»
- «1000 лет русского предпринимательства»
- «Во благо России»
- «Деловой мир России».
Современная литература предпринимает попытки осмыслить процессы, которые происходят в реальности. Однако наиболее глубоко и серьезно в них сумел разобраться А. И. Солженицын. Писатель в рассказе «На изломах» поставил диагноз переменам, которые происходили в стране. Он назвал главную особенность эпохи «купли-продажи» недельем. Оказавшийся в условиях прессинга перестройки, российский предприниматель морально раздвоен. Перестройка на самом высшем уровне прикрывала реальную циничную вседозволенность беззакония и обмана. Противостояние между условиями, которые принуждают делать дело преступным, нечестным путем и нравственным угнетает предпринимателя.
Герой произведения Солженицына сам себе задает сложный вопрос: возможно ли честное предпринимательство в тех условиях, кто государство давит именно и только его? Но ответа на этот вопрос герой рассказа не получает.
Но все же в своей массе современная литература описывает совершенно иной образ предпринимателя. Самым ярким элементом в его образе является криминальный компонент (например, произведения Белова, Константинова, Акунина и т.д.). В этих произведениях предприниматель – это представитель теневой экономики, который к настоящему предпринимательству не имеет совершенно никакого отношения. Это, по сути, бандит, дело которого – разбой, грабеж, убийство. Типичными рабочими ситуациями теневых бизнесменов являются наезды, разборки, стрелки. А важнейшей особенностью их существования становится страх смерти, опасность. Пистолетный выстрел – наиболее удобный способ решения деловых вопросов. Мерилом всей жизни предпринимателя в этих произведениях выступают деньги.
Подобная ситуация наблюдается и в современном кинематографе. Законы рыночной экономики, социальные обстоятельства современного общества привели к тому, что экраны заполнили воры в законе, киллеры и рэкетиры. Собственно предпринимателя, обычного человека, который на свой страх и риск занимается бизнесом, решает серьезные повседневные проблемы, описывать скучно. Установка же современной массовой литературе – развлекать, а не расстраивать.
Таким образом, современная литература оказалась бессильной в изображении героя времени – предпринимателя.
Привлекательный, положительный образ предпринимателя можно найти в современных периодических изданиях и публицистике, посвященной вопросам экономической, политической, деловой жизни страны.