Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторинг и его развитие в России

Все предметы / Банковское дело / Факторинг и его развитие в России

Общие сведения о факторинге и механизме его предоставления

Определение 1

Факторинг – это совокупность финансовых услуг, которые предоставляются производителям и поставщикам, ведущим торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

Название «факторинг» произошло от английского слова «factor», который переводится на русский язык как «посредник», «торговый агент».

Операция факторинга, как правило, предусматривает участие следующих лиц:

  • фактор – это покупатель денежного требования, который может быть представлен факторинговой компанией или коммерческим банком;
  • поставщик товара – это кредитор;
  • покупатель товара – это дебитор;
  • посредник – это электронная площадка / платформа, которая представляет собой место для совершения факторинговых сделок.

Факторинговые компании занимаются кредитованием поставщиков. Это осуществляется посредством выкупа краткосрочной (не более 180 дней) дебиторской задолженности. Подобная компания заключает договор с поставщиком товара, согласно которому ей предъявляются платёжные документы, что соответствует возникновению требований по оплате поставок продукции.

Вслед за этим факторинговая компания переоценивает эти документы с учётом времени и выплачивает клиенту 75−90 % стоимости требований. Поставщику остаток суммы доплачивается, когда покупатель оплачивает продукцию. При этом факторинговая компания за оказанные услуги (в частности, за предоставленный кредит) удерживает определённый процент, что образует её прибыль.

Факторинг получил широкое распространение в современной системе экономических отношений. Это вызвано тем, что все участники факторинговых операций в результате их совершения извлекают для себя те или иные преимущества. Так, факторинговая компания (или другое лицо, которое берёт на себя роль фактора) обеспечивает получение дохода и увеличение числа обслуживаемых клиентов. В связи с этим, её рыночные позиции укрепляются, а сам бизнес диверсифицируется.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Для поставщика товара факторинг позволяет избежать кассовых разрывов и ускорить собственную оборачиваемость. Покупатель же товара в результате получения товарного кредита повышает свою конкурентоспособность и наиболее оптимальным образом использует свои оборотные средства.

История развития факторинга в Российской Федерации

Впервые на территории России факторинг появился ещё в советские времена. В 1988 году в качестве эксперимента им начали заниматься «Жилсоцбанк» и «Промстройбанк». Однако тогда ещё не существовала методическая литература, которая могла быть использована этими финансовыми учреждениями, а доступ к мировому опыту всё ещё был существенно ограничен. Поэтому сущность факторинговой операции в то время была довольно специфической.

Эта специфика проявлялась в следующем. Уполномоченным отделам банков уступалась только та дебиторская задолженность, которая уже была просроченной. Соглашение о совершении факторинговой операции заключалось одновременно с поставщиком товара и с его покупателем. Гарантией осуществления платежей для поставщиков был факт самого кредитования покупателя. В целом, факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок, в рамках которых не предусматривалось предоставление консалтинговых, учётных, информационных и страховых, что является обязательным элементом современного факторинга. В 1996 году в Российской Федерации был принят и введён в действие Гражданский кодекс. В нём целая глава (сорок третья) была посвящена отношениям факторинга. Законодатель дал эти отношениям название «финансирование под уступку денежного требования».

Текущее состояние российского рынка факторинга

По итогам 2019 года можно констатировать, что совокупный объем факторингового финансирования впервые превысил три триллиона рублей (точнее – 3,15 трлн. руб.). При этом роль главных драйверов факторингового рынка приняли на себя сырьевые отрасли. Прежде всего, речь идёт о нефтегазовом секторе. Это, кстати, стало фактором повышения уровня проникновения факторинга в российские регионы. По мнению специалистов, это должно способствовать повышению осведомленности организаций о факторинге и его преимуществах перед другими видами финансирования.

В то же время сегмент малого и среднего предпринимательства до сих пор остаётся недостаточно насыщенным услугами факторинга. Главными причинами, которые препятствуют проникновению факторинга в сферу малого и среднего бизнеса, принято считать недостаточно высокую автоматизацию и наличие временных рамок отладки процедур по факторингу.

Крупнейшие отечественные факторинговые организации, как правило, являются дочерними компаниями крупных российских банков:

  • ООО «ВТБ Факторинг»;
  • ООО «Сбербанк Факторинг»;
  • АО «АЛЬФА-БАНК»;
  • ООО «ГПБ – Факторинг»;
  • Группа «Промсвязьбанк»;
  • Группа «Росбанк» и т.д.
  • Стоит обратить внимание на то, что в 2019 году продолжилось сближение факторинговых и кредитных ставок, разница между которыми достигла рекордного минимума – 1,1 процентный пункт. Прямым следствием этого стал переход предпринимателей и производств с банковского кредитования оборотного капитала на факторинговое обслуживание.

Однако объём сделок отечественных компаний в сфере международного факторинга остаётся небольшим. Это, в первую очередь, связывают с санкционными рисками. Поэтому Правительству РФ необходимо самостоятельно стимулировать развитие экспортного факторинга. Например, посредством включения факторинговых компаний в государственные программы субсидирования процентных ставок по финансированию экспортных сделок.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Шокало

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис