Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ подростка в повести Нины Дашевской "Я не тормоз"

Подростковая литература – это один из литературных жанров, особенностями которого являются многоплановый сюжет, яркие персонажи, создание напряженности вместо использования шокового эффекта, детальная и точная передача фактов, понятный стиль изложения, аутентичные диалоги, чувство юмора, интригующее вступление, запоминающаяся концовка.

Образ Игната Волкова

Повесть Нины Дашевской «Я не тормоз» написана от лица главного героя Игната Волкова, тринадцатилетнего подростка. У Игната прекрасная семья: папа – антрополог, мама – театральный художник и Лева, младший брат. Лева не выговаривает буквы, но сочиняет смешные песенки. Папа Игната постоянно в экспедициях, мама увлечена работой, о которой думает даже на кухне. Лева ходит в детский сад. Сам Игнат, как и большинство современных подростков, всегда в движении – и не важно, на самокате или на роликах. Он не любит стоять на месте, ему нужно катить, бежать. Даже ботинки Игнат надевает на бегу. Ему совершенно неважно, какого цвета у него носки. Его раздражают медлительные одноклассники. В «столовке» он ест быстрее всех, на эскалаторе нервничает, потому что надо быстрее, быстрее. На самокате он гоняет за Левой в садик. Для Игната очень важно время, он хочет все успеть и все увидеть. Игнат всегда торопится. Самое лучшее для него – скорость. В метро жизнь для него словно останавливается. Он быстро читает, пропуская слова и даже предложения. Игнат не может медленно ходить. На уроке время для него «застывает, как асфальт». Сидеть сорок пять минут неподвижно для Игната невыносимо.

У Игната всегда полно дел: реферат, доклад, газета на английском, уборка в комнате. И полно мыслей голове, и все про разное, «броуновское движение в башке». Лишь ветер и скорость выстраивают мысли Игната в линию. Движение придает ему силы. В это время у него в голове складываются быстрые строчки стихов, хотя сам Игнат их стихами и не считает. Во всем этом движении он любит своей город, который знает наизусть. Он не только умеет слышать свою любимую Москву, но и созерцать ее: удивительную архитектуру костела, барельефы в метро, разноцветные осенние листья, стройные мосты, водную гладь реки. Москва для Игната – «радостный, легкий город». При этом Игнат любит и «хмурые набережные», ему нравится наблюдать за людьми, мальчик небезразличен к их проблемам. Он с особым уважением относится к Дине Моисеевне, своей первой учительнице. Искренне переживает за одноклассницу Тоню, которую не очень любят в классе из-за ее сложного характера. Игнат не проходит мимо плохо пахнущего инвалида. Он покупает кофе плачущей девушке Маше, стараясь ее утешить. Игнат не герой. Он просто совершает обычные поступки. Он не зациклен на компьютерных играх и гаджетах.

«Образ подростка в повести Нины Дашевской "Я не тормоз"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Игнат умеет дружить, умеет помогать людям – и близким, и незнакомым. Но он слишком быстро бежит, хотя многое замечает. И, наверное, поэтому автор дает ему «передышку» - Игнат ломает ногу. Автор хочет, чтобы он о многом подумал, осмыслил. И именно тогда, во время поездки в Финляндию, он испытывает совершенно другие эмоции. Он понимает, что «не всегда нужно бежать».

Образ Кости Зайцева

У Игната нет друзей. Он дружит со всеми, но «прямо друга» у него нет. Он считает, что все вокруг медленные, не догоняют его. Игната на самом деле уважают одноклассники. Но вдруг в классе появляется новенький – Костя Зайцев. Он совсем не такой, как Игнат. Он долго одевается, все делает тщательно и размеренно. Умный, логичный, непробиваемый Костя – абсолютная противоположность Игнату. Но несмотря на это, они находят общий язык. Вместе мальчики ходят к Дине Моисеевне, вместе ищут Леву, вместе фантазируют в метро. Именно Костик вспоминает о том, что обязательно нужно позвонить Кирилловым и сообщить, что Лева нашелся, ведь они волнуются. Именно Костя, логичный, умный, непробиваемый, сидит и плачет. И тогда, понимая состояние одноклассника, Игнат говорит отцу, что Зайцев – его друг. Они такие разные, но так друг друга дополняют.

Игнат многое в жизни познает впервые. Он наблюдает за людьми, иногда в них ошибается. Например, он очень удивился, когда историк Абрамов, «самый нечеловеческий учитель в школе» пригласил ребят в на чай с пирогом собственного приготовления и при всех извинился перед Игнатом. Игнат вдруг понимает, что «Абрамов умеет улыбаться» и что он «вполне нормальный человек». Братья Левины для Игната были «закрытой системой», но вдруг он понимает, что они «классные ребята». Миша – музыкант, Яша мечтает стать адвокатом, хорошим адвокатом, чтобы иметь возможность заниматься делами тех, кому нечем платить. В глазах Игната эти не по годам взрослые мальчишки становятся спасателями мира. В голову главного героя приходят мысли о том, что он всегда считал себя «впереди всех», но вдруг оказалось, что Левины настолько впереди, «что не догонишь».

Книга Н. Дашевской заставляет взрослых задуматься. Это повесть о гиперактивном подростке. Этот диагноз так часто встречается у современных детей, и Дашевская дает возможность посмотреть на них со стороны, увидеть их образ мысли, понять. Это доброе и светлое произведение учит настоящей дружбе, доброму отношению к близким, учит тому, что в современном бешеном ритме очень важно не упустить что-то важное, нужное, не пройти мимо, не остаться равнодушным. И это касается взрослых тоже. Семиклассник Игнат за своей скоростью и суетой умеет не только видеть и слышать, но и остановиться, помочь человеку в то время, как взрослые проходят мимо.

В повести изображены подростки, такие разные, но они друг друга дополняют. Каждый подросток – это отдельная личность, со своим мировоззрением, своими мыслями, принципами, убеждениями. Н. Дашевская показывает, что гиперактивные, вечно спешащие подростки, которые, казалось бы, «доставляют одни заботы», на самом деле рассуждают о серьезных вещах. Они думают, понимают, сочувствуют людям.

Замечание 1

Нина Дашевская дебютировала как детский писатель в 2009 году, когда ее сказка «Семь невысоких гномов» была напечатана в журнале «Кукумбер».

В библиографию Н. Дашевской входят следующие произведения:

  • «Семь невысоких гномов»;
  • «Около гномов»;
  • «Вилли»;
  • «Я не тормоз»;
  • «Скрипка неизвестные мастера»;
  • «Вивальди. Времена года. музыкальная история»;
  • «Тео – театральный капитан»;
  • «Второй».
Дата последнего обновления статьи: 19.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot