«Мцыри» — это романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, относящаяся к его поздним кавказским произведениям. «Мцыри» считается одним из последних классических образцов отечественной романтической поэзии.
История создания поэмы
В 1830 году Лермонтов написал поэму «Исповедь». В произведении герой-монах приговорен к казни за любовь. Несколько лет спустя Лермонтов пишет поэму «Боярин Орша». Герой этого произведения тоже является воспитанником монастыря. Но эти поэмы не могли удовлетворить поэта, и главное произведение было еще впереди.
Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В ней поэт рассказывает о нескольких днях и жизни молодого послушника, о том, как он сбежал из монастыря и его дальнейшей трагической судьбе. В произведении всего два главных героя – сам Мцыри и пожилой монах-воспитатель. В поэме ключевым является образ Мцыри, именно благодаря ему раскрывается основная идея этого произведения.
Для создания образа главного героя Лермонтов использовал ряд художественно-композиционных приемов. Жанр произведения стал одним и таких приемов.
Поэма написана в форме исповеди.
Главный герой сам рассказывает о себе. Автор от себя добавил лишь несколько строк о его детстве. Из этих строк читатель узнает, что главный герой был привезен в монастырь еще ребенком из горного аула, разрушенного войной. Мцыри перенес тяжелую болезнь. В монастыре его воспитали как послушника. Но даже из такого краткого описания можно составить представление об отношении поэта к образу Мцыри. Автор описывает героя с безусловной симпатией и сочувствием.
Образ Мцыри
Мцыри нелюдим, «гоним неясною тоской», но при этом он обладает сильным духом. Именно этот образ идеального романтического героя так нравился Лермонтову. Дальнейшее повествование о Мцыри поэт предоставляет самому герою, благодаря чему образ приобретает большую глубину и искренность. Читателю вслед за автором удается заглянуть в самые потаенные уголки души Мцыри и составить свое впечатление о нем.
Первое, что бросается в глаза в характере Мцыри, это его горячее желание жизни, его страстность. Речь Мцыри наполнена восклицаниями и риторическими вопросами, она образна и поэтична. Герой не стыдится «кричать и плакать» в минуты переживания горя. Не стыдится он и рассказать о своей радости и своем страхе. Мцыри с любопытством наблюдает за природой, открывающейся перед ним. Все в душе героя пробуждает отклик. Таким образом, перед читателем вырисовывается человек с поэтической тонкой натурой, образ юноши, тонко воспринимающего этот мир, обладающего всеми положительными качествами. Это образ молодого человека, переживающего волнующую и прекрасную пору юности.
Однако вместе с этим образ Мцыри является образом, носящим отпечатки трагической раздвоенности. Чтобы это понять, стоит обратиться к имени Мцыри, которое было выбрано поэтом не случайно. По-грузински «Мцыри» означает не только «послушник», но еще «чужак». Таким образом, через имя героя, Лермонтов вводит в поэму мотив отверженности и одиночества.
Путь Мцыри на родину
Герой произведения чужд месту, в котором вырос. Монахи, отрицающие в силу своей религии не только свободный человеческий дух, но и земные радости, не способны понять страстной натуры Мцыри. Его жизнелюбие, поиск счастья и свободы вызывает у монахов только недоумение. Именно поэтому монах неоднократно «хладно» прерывал исповедь послушника. Однако, даже совершив долгожданный побег, Мцыри не удалось приблизиться к своей мечте. Он наслаждается свободой, вольной жизнью, однако его натура такова, что он не способен довольствоваться малым. Мцыри по-настоящему желает вернуться на родину, домой.
Герой сбился с пути. Его родина, родной Кавказ кажется так близко. Мцыри может его видеть. Но в то же время он несказанно далеко, ведь герой поэмы не знает пути туда. У него нет природного чутья, которое помогло бы ему найти правильный путь через темный лес. Годы, проведенные взаперти в стенах монастыря, отбили это чутье. Аул Мцыри давно разорен, его там никто не ждет. Родные и близкие его мертвы. Мцыри остался последним. Это гордый, но очень одинокий пленник обстоятельств. Мцыри внешне полон устремлений и жизненных сил, но внутри он – «тюремный цветок». Воздух свободы для него оказался губительным. Постепенно сам герой осознает этот факт. И это поднимает образ Мцыри к высотам трагического образа.
Лермонтов, для того, чтобы подчеркнуть весь трагизм ситуации, вводит две сцены:
- Битву Мцыри с барсом;
- Предсмертный бред Мцыри.
Каждая сцена по-своему раскрывают образ Мцыри, делают его глубже. Из эпизода с битвой с барсом можно увидеть, сколько сил, еще не растраченных, таится в герое. И эти силы он мог бы использовать во благо, но ему суждено погибнуть.
Образ героя здесь в представлении Лермонтова сливается с образом поколения 1830-ых годов в целом.
Современники поэта, как и Мцыри, были полны идей, устремлений и надежд. И они, как и герой поэмы, не сумели их осуществить.
Перед смертью Мцыри видит сон, в котором он беседует с золотой рыбкой. Рыбка предлагает Мцыри забыться на дне озера глубоким сном, обещает ему «привольное жить», покой и любовь. Но Мцыри не нужен покой. Все, чего он по-настоящему желает, что ему нужно, это его родина. И ни страх смерти, ни самые сильные соблазны не способны заставить его забыть свою родину. Пере смертью Мцыри гладит на Кавказ и надеется, что «…он с своих высот/ Привет прощальный мне пришлет…».
Так Лермонтов из мелких сцен складывает художественно-достоверный образ главного героя в своей поэме. Мцыри перед читателем предстает свободным, несломленным, гордым, очень разносторонним молодым человеком, судьба которого могла бы быть совсем другой. Его погубили обстоятельства. Но они не сумели подчинить себе героя, не смогли его озлобить, испортить его естественную, близкую к природе, душу. Перед смертью Мцыри прощается с далеким родным Кавказом, с родными горами, и надеется на то, что «я засну, /И никого не прокляну!..».