Прозаизм – это термин, обозначающий слова или словесные обороты, применяемые в научной, деловой, или повседневной жизни, но не допускаемые стилистическими канонами в языке поэзии, выпадающие из поэтического контекста.
Детство Григория Добросклонова
Образ Гриши Добросклонова является ключевым в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Он появляется в эпилоге, но его значение нельзя сравнить с простым завершением поэмы.
Образ Гриши – это попытка писателя вселить оптимизм, надежду и веру в будущее в души читателей.
Гриша родился в семье бедного дьяка Трифона. Он занимал низшую ступень среди служителей церкви, был человеком бездарным и ленивым. Мать Григория – добрая, заботливая женщина, тип того самого женского образа, который автор рисует в главе «Крестьянка». Она думала о самом насущном. В поэме Некрасова два образа – Родина и мать – слились в одно. И целью Гриши стало сделать их жизнь лучше.
В доме Трифона две каморки. В одной стоит печь, вторая пригодна для жизни только летом. В хозяйстве нет лошади, коровы, даже собака и кот ушли от дьяка. Трифон отправил сына на обучение в духовную семинарию, как это было положено на Руси. Григорий живет в ужасной нищете, но его тяга к знаниям удивительна. Он просыпается в час ночи и ждет утра, когда принесут ситник. Еда была не сытной и безвкусной, «хапуга-эконом» экономил на семинаристах. В описании семинарии сведений об учителях, классах, предметах нет. Здесь писатель скуп на слова: холодно, темно, строго, угрюмо, голодно. Но за каждым этим словом встает страшная картина. Трифон гордится успехами Гриши, но улучшить его существование не пытается – он и сам был вечно голодным.
Характер персонажа
Уже в описании детских лет и учебы можно заметить отличительные черты характера Гриши. Добросклонов твердо идет к цели. Подобное стремление свойственно не многим. Гриша делится своими умными мыслями с простыми мужиками, а взамен получает еду. Писатель подчеркивает, что его герой – особый человек. У Гриши дар от Бога, талант в обычном разглядеть важное и слово донести до сердца. Гриша Добросклонов – настоящий вожак, лидер. Он увлекает за собой. Нищие, рабы, обиженные слышат его речи, понимают их. Искренность семинариста покоряет их. Песни, которые пишет Гриша, поет народ.
Прототип Гриши Добросклонова
Прототипом Григория Добросклонова был Н. Добролюбов. Писатель подобрал персонажу фамилию, указывающую на прототип. Это люди, которые в массы народа несут добро. Исходя из фамилий Добросклонова и Добролюбова, можно выяснить важные характеристики. Так, один склоняет людей к совершению добрых поступков, другой – надеется, что каждый изначально добр. У публициста и героя поэмы много общего: трудолюбие, одаренность, целеустремленность.
Литературный персонаж и его реального прототипа объединяет и трагедия детства. Они оба рано остались без матери.
И Добролюбов, и Добросклонов стремятся изменить мир к лучшему.
Подобно Добролюбову, Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных. Он стоял за крестьянские интересы. Гриша не испытывает тяги к удовлетворению личных потребностей – у него на первом плане не заботы о личном благополучии.
Отличительными чертами Гриши являются:
- Способность к состраданию;
- Железная воля;
- Твердые убеждения;
- Высокая работоспособность;
- Неприхотливость;
- Блестящий ум;
- Образованность.
Этих качеств вполне достаточно для того, чтобы отразить основную идею поэмы – на Руси хорошо жить только борцам за счастье угнетенного народа.
Гриша еще с детских лет наметил свой путь. Ребенком слушая песни матери, Гриша понимает, насколько велика песенная сила, как она способна проникать в сердца людей. Песня – душа народа. Именно песни передают проблемы и тревоги народа, они лечат, сдерживают негативные порывы, воспитывают веру в себя и оптимизм. Гриша Добросклонов с помощью песен пытается поднять народ на защиту своих прав. Он видит, что причинами нищеты русского народа являются:
- Крепостничество;
- Непосильный труд;
- Пьянство среди мужиков;
- Невежественность простого народа;
- Жадность и лень барства.
Григорий переживает за страну, которую любит всей душой. Ни у кого из героев поэмы нет такого патриотизма.
Революционные взгляды Гриши Добросклонова
Гриша Добросклонов является представителем революционно настроенной молодежи, которая в будущем обеспечит стране достойную жизнь. Судьба Григория – яркий путь, слава защитника и заступника, громкое имя, но в том же ряду стоят Сибирь и чахотка. Герой поэмы много размышляет. Он приходит к выводу, что у народа к счастью есть два пути. одна дорога приведет к власти, богатству и почему. Такое счастье строится на достижении материального благосостояния. Вторая дорога – духовное счастье, которое предполагает единство с народом, с теми, кому служат. Это путь тяжел и тернист. Добросклонов призывает идти к заветной цели, сделать счастливыми как можно больше людей. Он уверен, «вольготно-весело» будут жить бурлак, хлебопашец и простой мужик. Таких, как Григорий Добросклонов, сотни, но автор уверен, что их станет еще больше. Многомиллионный русский народ пробуждается, встает на путь борьбы.
Эпоха, в которой появился Гриша Добросклонов, это эпоха подъема общественного движения.
Некрасов в тексте напрямую доказывает, что народное счастье возможно только в результате всенародной борьбы. Крестьянская революция – главная надежда революционеров-демократов, к числу которых относился и сам автор поэмы. Революции поднимают борцы за народ. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» это Григорий Добросклонов. Из этого вытекает вторая идея произведения: народ в результате направления реформ Александра II по-прежнему остается угнетенным, несчастным, но в нем зреют силы для протеста. Реформы пробудили в народе стремление к лучшей жизни.
В песнях Гриши Добросклонова отражаются чувства, которые испытывает герой. Песни – венец поэмы, ведь в них отражено все то, о чем переживает народ. В целом песни вселяют надежду на то, что Родина, несмотря на захлестнувшие ее беды и страдания, не погибнет. В них надежда народа на возрождение России, на изменение сознания простого русского народа.