Житие — это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Прегрешного
Истории Петра и Февронии посвящена одна из вершин древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», составленная иноком Ермолаем Прегрешным по заказу митрополита Макария. Но «житие» Петра и Февронии в Великие Четьи-Минеи митрополит не включил, так как эта история отличается «исключительной легендарностью». Житие распространялось в качестве апокрифа.
Апокриф – это произведение на библейскую тему, которое отвергается церковью, ибо считается недостоверным.
Согласно сказанию, Петр за несколько лет до княжения убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой. Никто не мог излечить болезнь. Однажды Петру во сне было открыто, что исцелить его может Феврония, крестьянка из Рязанской земли, дочь бортника, добывавшего дикий мед. Гонец, посланный на поиски лекаря для князя Петра, в одном из домов в селе Ласково увидел интересное зрелище: за ткацким станом девушка ткала холст, а перед ней скакал заяц. Феврония, говоря загадками, испытывала гостя. Затем в качестве платы за исцеление девушка пожелала, чтобы князь на ней женился. Петр пообещал ей это, но своего слова не сдержал, так как Феврония была простолюдинкой. Однако в процессе лечения девушка намеренно оставила один струп на теле Петра, и болезнь возобновилась. Тогда князь снова обратился к Февронии, и после исцеления женился на ней.
Бояре не желали иметь княгиню-простолюдинку и поставили князю ультиматум: либо отпустить жену, своим происхождением оскорбляющую знатных барынь, либо уйти из Мурома. Тогда Петр взял Февронию и на двух кораблях отплыл по Оке.
В городе началась смута, завязалась борьба за престол, начались убийства. И тогда бояре попросили князя вернуться в Муром. Петр и Феврония вернулись в город. В дальнейшем Феврония заслужила любовь и уважение горожан.
В преклонном возрасте Петр и Феврония приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросинья. Они молили Бога, чтобы умереть в один день, завещали, чтобы тела их положили в одном гробу. Петр и Феврония скончались в один день и час. Церковь сочла погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, поэтому тела Петра и Февронии положили в разных обителях, однако на следующий день они оказались вместе.
История о Петре и Февронии – это произведение о великой любви князя и простой деревенской девушки. Их любовь стала гимном крепких супружеских отношений.
Образ Февронии
Феврония была простой девушкой из народа, дочерью крестьянина, древолаза-бортника. Жила Феврония вместе с отцом в Ласково, близ Рязани.
О внешности героини автор умолчал, делая акцент на внутренней красоте девушки. Образ Февронии – это воплощение идеальной русской девы. В образе героини переплелись живой ум, воля, сила характера и чувства. Хоть Феврония и не склонна к выражению эмоций, ее внутренней силе может позавидовать любой. При этом она абсолютно бесконфликтна. Феврония – это олицетворение праведности. Победить ее невозможно, так же, как и склонить на сторону зла.
Основными чертами характера Февронии являются:
- Трудолюбие. Феврония трудится день и ночь, не покладая рук. Она даже в свободное от работы время не сидит без дела, ткет одежду для братьев и отца;
- Целеустремленность и упорство. Феврония сумела добиться от Петра женитьбы на ней, пусть и не с первой попытки;
- Экономность и бережливость. Феврония ценит чужой труд. Она прекрасно знает, как трудно достается крестьянам хлеб и никогда не позволяет себе выкинуть даже крошку со стола;
- Мудрость. Феврония мудра не по годам. Именно житейская мудрость позволяет девушке предвидеть многие события. Она знает и понимает характер других людей, и потому имеет способность предугадывать их поступки. Благодаря этому ей неоднократно удавалось выходить из сложных ситуаций без последствий;
- Прозорливость, развитая интуиция;
- Верность, преданность;
- Благочестивость;
- Острый ум;
- Религиозность;
- Чувство собственного достоинства.
С положительной стороны характеризует Февронию ее любовь к животным. Девушку не боялись даже дикие звери.
Первая встреча Февронии с князем была случайной. Петр Муромский нуждался в помощи и искал лекаря, способного исцелить его от тяжелого неизвестного недуга. Феврония обладала даром врачевания и никогда не отказывала в помощи тем, кто нуждался в ней. За лечение князя девушка взялась с единственным условием – после исцеления князь должен на ней жениться. Князю же понравилась не только внешняя красота девушки, но и внутренняя. Исцеление князя стало связующим звеном в дальнейшей жизни Петра и Февронии.
Феврония после замужества всю жизнь хранила верность мужу, была ему преданна. Она любила Петра всей душой. Проявление искренних чувств верности и привязанности видно на примере ситуации с боярами, когда те стали выгонять девушку из города, считая, что простолюдинка не подходит князю. Февронии велели забрать самое дорогое. И она так и сделала – забрала с собой Петра.
Супруги прожили в согласии и любви до самой старости и мечтали умереть в один день, что не расставаться ни на минуту даже на том свете. Петр и Феврония еще при жизни приготовили себе гроб один на двоих, разделенный тонкой перегородкой. Их молитвы были услышаны Богом, и он забрал их жизни в один день.
Триста лет спустя князя Петра Муромского и супругу его Февронию приравняли к лику святых. Петр и Феврония были объявлены православной церковью покровителями семейного очага.
Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии» получился удивительным и добрым. Феврония учила тому, что нужно уметь прощать и даже к врагам относится с снисхождением, преподносить им уроки доброты, чтобы они могли сами догадаться о своих ошибках. В то же время образ Петра был представлен неоднозначно, ведь изначально он выглядит человеком, не способным сдержать свое обещание. Но после урока, преподанного ему Февронией, князь понимает, что обман не принесет счастья. Позже он полюбил Февронию всем сердцем и старался прислушиваться ко всем ее советам.