Обломовщина – это миролюбиво-пассивное бездельничанье, праздное, бессмысленное времяпровождение; боязнь выйти за рамки комфортного состояния полудремы.
Образ Обломова
Илья Ильич Обломов, главный герой романа Гончарова, молодой мужчина, обладающий рядом положительных качества. Он добр, умен, простодушен. Однако инертность и нерешительность, впитанные им с молоком матери, мешают ему жить. Характер Ильи Обломова является прямым следствием воспитания. Он не был с детства приучен к труду и весьма разбалован. В его понимании идеальная жизнь – это беззаботный промежуток времени между сном и приемом пищи. Взрослый Обломов в работе не видит никакого смысла, любой труд приносит ему только чувство досады. Придумав смешной повод, Илья Ильич увольняется с работы.
Трагедия главного героя романа Гончарова заключается в том, что у него нет острой необходимости зарабатывать на жизнь. Доход ему приносит родовое имение, которое и является предметом ежедневных мечтаний Обломова. Особенно ярко бездейственность Обломова проявляется на фоне его деятельного друга Штольца.
Трагедия героя состоит в том, что он лишен острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Родовое имение приносит ему небольшой реальный доход. Оно, собственно, и является предметом его ежедневных бессмысленных мечтаний.
Образ Штольца
Андрей Штольц, сын аккуратного и трудолюбивого немца, учителя, преподававшего начальную грамоту маленькому Илье Обломову. Андрей вырос практическим, деловитым, трезвым человеком. Он не способен погружаться в лень и покой, отдаваясь мечтам. Стихия Штольца – труд, и для него как воздух нужны плодотворные занятия, вечная работа, которая кипит в его руках. Является труд, без которого невозможно прожить. Он считает, что в жизни можно полагаться только на себя и быть уверенным в собственных силах. Это развило в нем упорство воли и самостоятельность. Он устоял в житейской борьбе, когда ему, еще совсем молодому, пришлось добывать средства на жизнь. Однако работа для него не только необходимость – Штольц полюбил свой труд.
Жизнерадостный и бодрый, он идет по своему жизненному пути, не строя идеальных планов, не задаваясь мечтами о непосильных задача. Он всегда в своих замыслах привык считаться с реальными условиями окружающего мира.
Положительными чертами Штольца являются его твердая выдержка и уравновешенность, благодаря которым никакие неблагоприятные факторы не способны сломать его энергию и веру в жизнь. Но одновременно с этим в характере Штольца присутствуют черты узости и ограниченности. Ему совершенно непонятна и чужда та сфера жизни, где находятся искусство, поэзия, философия и религиозный дух. Он полностью отдается трудам и заботам внешнего устроения жизни, другие вопросы его абсолютно не волнуют.
Обломов и Штольц
Роман И. А. Гончарова «Обломов» был создан в переломный для общества период, когда феодальные, истинно русские устои сменялись новыми, буржуазными, европейскими ценностями. На момент написания романа общество разделилось на два лагеря:
- Те, кто разделял старые, частично архаичные устои;
- Сторонники обновлений.
Такая концепция внутриобщественного противостояния стала основой противопоставления в романе Обломова и Штольца. На примере выделяющихся, ярких, но типичных героев писатель пытается проанализировать то, как разное воспитание и образование формирует из двух представителей одного социального строя, одной эпохи, совершенно разных, антитетичных личностей.
При описании становления образов героев антитеза в романе прослеживается в первую очередь в различном, абсолютно противоположном воспитании.
Лень, мечтательность и нежелание трудиться Илья Обломов перенял от своих родителей и ближайших родственников – жителей Обломовки. Родовое поместье Обломова – это средоточие спокойствия и умиротворения, где любой труд воспринимался как наказание, а время исчислялось не по часам и минутам, а по обрядам – от свадьбы к крестинам, от рождения к похоронам. Большое влияние на маленького Обломова оказали рассказы няни о мифических героях и сказочных богатырях. Обломов с самого детства мечтал о влекущем сказочном мире, где можно спрятаться подальше от реальности. Мечтательность и эскапизм Ильи в зрелом возрасте развивались и усиливались. Неудачи на службе, интровертный характер, отсутствие приспособленности к реальному миру, требующему постоянной активности и стремительно меняющемуся, способствовал этому.
Среда, в которой проходило детство Штольца, разительно отличалось от атмосферы Обломовки. Отец Андрея был немецким бюргером, прививавшим сыну любовь к активной деятельности и труду, учившему его всегда стараться быть на шаг впереди остальных и прокладывать себе путь самостоятельно. Мать Штольца, русская дворянка, видела в сыне яркую светскую фигуру, а не работящего буржуа, и всеми силами прививала ему любовь к искусству, книгам и светскому общению. Постоянные визиты гостей, шумные компании в доме родителей способствовали становлению открытой миру, экстравертной натуры Штольца.
Прием антитезы в романе Гончарова прослеживается и при раскрытии темы любви.
В жизни Ильи Обломова было две любви – всеохватывающая, стихийная, способная изменить жизнь, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и тихая, спокойная, основанная на чувстве благодарности и уважения любовь к Агафье Пшеницыной.
Отношения Обломова и Ольги с самого начала были обречены на расставание по причине иллюзий влюбленных относительно друг друга. Каждый идеализировал друг друга и не замечал отрицательных качеств.
Совершенно другие чувства связывали Ольгу с Андреем. Между ними не было страстного пламени, как между Обломовым и Ольгой. Не было и спокойного принятия друг друга, как у Ильи с Агафьей. Любовь Андрея и Ольги основана на взаимоуважении и крепкой дружбе.
Таким образом, Обломов и Штольц противопоставляются автором как активно, рациональное, новое начало и пассивное, мечтательное, консервативное.
Но их противоположность только внешняя, на деле же оба героя дополняют друг друга.
Смысл противопоставления Ильи Обломова и Андрея Штольца заключается в том, чтобы показать, что человек не будет счастливым и гармоничным, развивая лишь одну сторону личности. Необходимо уметь уверенно смотреть в будущее, при этом помня о ценностях и опыте прошлого.