Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нравственные проблемы в сказках В. Медведева, В. Губарева, Э. Успенского

Определение 1

Литературная сказка — это литературное произведение со сказочным сюжетом, имеющее конкретного автора.

Доброта и умение дружить в сказках Э. Успенского

Любая сказка отражает нравственные нормы и социально-политические проблемы того времени, в котором живет автор, и своеобразие его творческой личности.

Все творчество Э. Успенского посвящено его стремлению научить детей быть отзывчивыми, добрыми. Приключения обаятельного крокодила Гены, рассудительного Дяди Федора нравятся и детям, и взрослым. Эти книги написаны более 40 лет назад, их читали несколько поколений, но каждому поколению кажется, что произведения написаны именно для них. По сценарию этих сказок сняты замечательные мультфильмы.

Сам писатель объясняет удивительную популярность своих сказок тем, что цель каждой истории – подарить детям ощущение доброго, веселого, хорошего мира. Успенский считает, что нельзя детям постоянно указывать на негативные стороны жизни, ведь они поверят, что таки и должно быть, что это норма, и просто привыкнут жить со злом. В каждой книге Э. Успенского добрые герои своими поступками пытаются сделать мир лучше.

Однако это не значит, что произведения Успенского заставляют воспринимать мир исключительно через розовые очки. Его сказки учат, что доброта делает мир веселее и краше. Доброта – самое лучшее лекарство от злых людей. Именно доброта может вылечить мир от зла. Писатель призывает делать добро, объясняя, что добрые дела – это лучшее лекарство от всего.

Одна из главных идей творчества писателя – научить детей дружить и дорожить дружбой. Кроме того, писатель призывает уважать родителей, бережно относиться к природе, заботиться о четвероногих друзьях. Поэтому в сказке «Крокодил Гена» Успенский старается всех персонажей сделать друзьями, вопреки злым намерениям старушки Шапокляк, а Шарик и Матроскин становятся любимыми друзьями Дяди Федора.

«Нравственные проблемы в сказках В. Медведева, В. Губарева, Э. Успенского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эта добрая книга развивает воображение ребенка. Писатель показывает на примере своих персонажей, что тратить время на вражду и склоки бессмысленно. Неприятная зловредная Шапокляк решила объявить войну крокодилу Гене и его друзьям. Но Гена ей задает простой вопрос – все равно ли старухе кому навредить? Для Шапокляк главное, чтобы всем окружающим было плохо, и для нее не имеет никакого значения, кому. Гена вежливо объясняет ей, что у них нет времени воевать с ней, и поэтому старухе следует поискать кого-то другого. А крокодил Гена и его друзья спешат, ведь их ждут добрые дела.

Замечание 1

Успенский подчеркивает, что жить без дружбы нельзя. Жить для себя одного скучно, а одиночество никому не приносит радости.

Сказки Э. Успенского:

  • «Крокодил Гена и его друзья»;
  • «Дядя Федор, пес и кот»;
  • «Про мальчика Яшу»;
  • «Вниз по реке»;
  • «Про Веру и Анфису»;
  • «Школа клоунов»;
  • «В гостях у Чебурашки» и т.д.

«Баранкин, будь человеком!» В.В. Медведева

Повесть-сказка «Баранкин, будь человеком!» В.В. Медведева хорошо известна юным читателям. Это история приключений двух друзей, Кости Малинина и Юры Баранкина, которым надоело быть людьми, получать «двойки», и поэтому они превратились в птиц, а затем в насекомых.

Но в «превращенном» облике оказалось жить сложнее, друзья осознают, что жить «по-человечески» не означает жить как трутни, в которых они мечтали превратиться. В своей повести-сказке Медведев обращается к нравственно-философской проблематике. В этом произведении главное - открытие героями в себе качеств, которые им помогали оставаться «человеками» в процессе всех волшебных произведений.

По заглавию произведения можно выделить основную нравственную идею произведения – быть человеком. И истолковать эту идеи можно по-разному.

Первая интерпретация лежит на поверхности текста. История превращения мальчишек – это аллегория, которая имеет дидактический смысл. Призыв «Быть человеком!» можно расшифровать как призыв быть примерным мальчиком, хорошим пионером, успевающим школьником, активным общественником.

Повесть-сказку Медведева можно рассматривать и как современный детский вариант древнего сюжета, основанного на превращении человека в животное с последующим возвращением человеческого облика. Как отмечает М. Бахтин, фольклорное ядро превращения – это смерть и схождение в преисподнюю, затем воскресение. И этот семантический ряд сохраняется в сказке Медведева. После «воскрешения», то есть возвращения героев в настоящий облик, происходит их перерождение. Герои сказки понимают, что значить «быть человеком».

Отсюда можно сделать вывод, что в произведении два финала. Первый финал, внешний, дидактичен – герои произведения исправились, стали «человеками». Второй финал – внутренний, носит нравственно-философский характер. Герои открыли для себя истину, что человек – это чудо. А главное чудо – умение «думать и соображать», а значит, существовать, то есть быть человеком.

Коллектив и личность в сказке «Королевство кривых зеркал» В. Губарева

За свою жизнь В. Губарев написал много книг и сделал удачную карьеру. Но наиболее знамениты два его произведения: «Королевство кривых зеркал» и повесть о Павлике Морозове.

«Королевство кривых зеркал» было написано в 1951 году. Сюжет повести хорошо известен: у пятиклассницы Оли много недостатков. Оля самоуверенная, не умеет признавать вины за свои плохие поступки, ссорится с подругами, разбрасывает по дому вещи, неорганизована. Однажды она попадает в зазеркалье, где встречает девочку Яло, своего двойника. Яло воплощает все недостатки Оли.

Советская педагогика выдвигала два взаимодополняющих друг друга императива:

  • Ребенка воспитывает коллектив, о чем много писал А.С. Макаренко;
  • Ребенок должен воспитывать себя сам.

Между этими подходами существовало противоречие из-за того, что государство на себя брало полномочия социального «конструктора», и в идеале личность ребенка должна были слиться со своим социальным статусом. Именно так выглядела социализация по-советски, поэтому доверять личности воспитывать саму себя не стоит. Писатель предложил выход из этого противоречия – отрицательную сторону Оли воспитывает коллектив, который состоит из одного человека – самой героини. В конце произведения Оля осознает свои недостатки и исправляется. Она сообщает бабушке после возвращения из зазеркалья, что «посмотрела на себя со стороны».

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot