Сценарий — это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки на сцене, для кино- или телефильма.
Творческая деятельность Н. Садур
Прозаик и драматург Нина Николаевна Садур родилась в 1950 году в Новосибирске. Отец Нины Садур – профессиональный поэт, мать – учительница русского языка и литературы. После окончания школы Нина Садур поступила в Новосибирский филиал Московского института культуры. Одновременно с учебой в институте Садур работала в библиотеке и занималась в литобъединении местной писательской организации. На семинаре молодых драматургов Садур познакомилась с В. С. Розовым, который заметил талант Нины Николаевны. Садур переезжает в Москву, где поступает в Литературный институт, занимается в семинаре И. Л. Вишневской и В. С. Розова. Садур называет Розова и Е. Харитонова своими литературными учителями.
Годы обучения в институте Садур вспоминает как годы неустроенности и безденежья. Писательница жила с матерью в коммуналке. Чтобы заработать на жизнь, Садур устроилась уборщицей в Театр им. Пушкина. Жизненные коллизии той поры позже проявились в ее романе «Чудесные знаки спасенья», а также в пьесе «Замерзли».
Известность в театральных кругах Садур получила благодаря пьесе «Чудная баба» написанной в 1982 году. С этого момента Нину Садур называют «творцом нового мифа». Критики говорят о том, что Садур совершила чуть ли не революцию в русском театре.
Следующие пять лет в жизни Нины Садур стали периодом резкого взлета творческой активности. С 1982 по 1987 гг. были написаны пьесы:
- «Уличенная ласточка»,
- «Заря взойдет»,
- «Ехай»,
- «Панночка»,
- «Сила волос»,
- «Замерзли»,
- «Нос».
В этих произведениях писательница создает новый драматический жанр, в котором соединяет несоединимое – тонкий лиризм с гротеском, реальность и абсурдистскую фантастику, бытовую драму и философскую притчу.
Пьеса «Панночка» стала одной из самых больших удач этого периода. Произведение написано не столько по мотивам «Вия», сколько стало его интерпретацией. В ряде важных моментов Нина Садур осмеливается переосмыслить повесть Н. В. Гоголя. Хома Брут в повести – несчастная жертва обстоятельств, в пьесе – герой, который осознает свою никчемность и случайно оказывается жертвой темных сил, находит мужество вступить с ними в заведомо безнадежную схватку. В «Вие» отчетливо звучит мотив богооставленности, а в пьесе герой сражается силой молитвы.
Садур – один из ведущих российских драматургов. Но пьесы Нины Николаевы известны лишь в рукописях либо печатаются маленькими тиражами. Первое серьезное издание произведений Садур появляется в 1989 году. В этом же году она вступает в СП.
В 1990-е годы Нина Садур продолжает писать пьесы: «Брат Чичиков» по мотивам «Мертвых душ», «Соборяне» по роману Н. С. Лескова.
В 1994 году Нина Садур выпускает первую книгу прозы «Ведьмины слезки», в 1997 году – сборник «Сад», а в 2000 году – «Чудесные знаки».
Поэтика Н. Садур
Главной творческой особенностью Нины Садур является открытая граница между правдой и вымыслом, бытовым и сверхъестественным, автобиографией и наваждением. Герои ее произведений живут в вполне реальном, знакомом мире советского и постсоветского периода: в грязных коммуналках с люмпенами-соседями, они воруют, гадят в углу, едят руками. У них даже нет человеческих имен – их называют Жопа и Сальмонелла (пьеса «Чудесные знаки спасенья»). Таких персонажей Садур называет «поясные люди» - они словно бродят по пояс в земле.
Такие же персонажи в цикле «Бессмертники» названы «люди-кишки». Их души – злобные, бесплодные, грязные, в их домах никогда не расцветет цветок («Цветение». «Люди-легкие» ищут способ уйти от этого ужасного существования в светлые мечты, в состояние полусна-полубреда. Но такие люди погружены в мир привычного несчастья и одиночества. Появляется ощущение, что весь народ огромной страны устал и надорвался, и теперь стремительно вырождается.
В своих произведениях Нина Садур от бытописательства, конкретики натуральной школы поднимается к философскому осмыслению жизни.
Усталость, упадок сил, жажду смерти ощущает и Ольга, героиня повести «Юг».
Темой повести «Алмазная долина» становится мечта о Золотом веке, которая переходит в болезненный надрыв. Героиня повести Верочка, категоричная и прямолинейная девушка, безумно влюблена в брата. Однажды брат спас ребенка из огня, и в глазах Веры должен вечно оставаться «с флагом подвига». А брат – обычный человек, у него есть семья и любовница. Вере хочется отомстить ему, даже убить, чтобы он понял, что «так жить нельзя». Безумный порыв Веры убить брата рождает другое преступление – она останавливает время, и «дохлое тепло мертвого времени» мучает всех.
В своих произведениях Нина Садур выступает за неразрешимое, необъяснимое, провокационное по отношению к принятому порядку. Писательница обращается к классике, но берет за основу только сюжет, наполняя его своим противодействием. Садур с этой целью перешагивает границы времени и пространства, преодолевая границы сознания. В ее произведениях сумасшествие – привилегированная противоположность, другое по сравнению с принятыми нормами.
Творческую манеру Нины Садур критики определяют по-разному: постмодернизм, эсхатологический реализм, драматургия авангардизма.
В творчестве писательницы бытовая зарисовка обращается в гиперболу, а изначально фантастический сюжет вдруг обрастает точно отобранными, достоверными деталями. У Садур простая житейская история превращается в притчу. В реалистическое повествование автор вплетает символику. В произведениях Н. Садур естественное граничит с нереальным, обыденная приземленность с прекрасным и возвышенным, а наивность, почти детская непосредственность не вступает в противоречие с глубиной м мудростью, беззащитность не противоречит стойкости и мужеству. У Садур лирика сочетается с практически фельетонной сатирой и иронией, юмор с драматизмом, трагической с фарсом.
Герои произведений Нины Садур часто встречаются с чем-то таким, что заставляет их переоценить жизненные ценности, изменить жизненные ориентиры.