Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Николай Чернышевский

Биография Чернышевского

Замечание 1

Николай Гаврилович Чернышевский, писатель и публицист, ученый, философ-материалист, революционер-демократ, был выдающейся личностью. Чернышевский был теоретиком критического утопического социализма. Он оставил заметный след в литературе, в развитии литературоведения и социальной философии.

Николай Гаврилович Чернышевский родился в июле 1828 года в Саратове, в семье священника. Николай Гаврилович был хорошо образован. До четырнадцати лет Чернышевский обучался дома, образованием мальчика занимался отец, весьма умный и начитанный человек. В 1843 году Николай Гаврилович поступил в духовную семинарию. Советский литературовед Павел Лебедев-Полянский в своей статье писал, что Чернышевский по своим знаниям превосходил не только своих сверстников, но и большинство преподавателей духовной семинарии. В период обучения в семинарии Николай Гаврилович активно занимался самообразованием.

В 1846 году Николай Гаврилович Чернышевский, не окончив семинарский курс, решает поступить в Санкт-Петербургский университет на историко-филологическое отделение факультета философии.

Чернышевский с интересом читал произведения выдающихся философов, таких как Платон, Аристотель, Гегель, Фейербах. Интересовался сочинениями теоретиков искусства и экономистов, а также трудами естествоиспытателей. Во время обучения в университете Николай Гаврилович познакомился с Михаилом Илларионовичем Михайловым, который свел Чернышевского с членами кружка петрашевцев. Чернышевский не стал представителем этого кружка, но часто посещал другие собрания в обществе Иринарха Введенского, отца русского нигилизма. После того, как члены кружка петрашевцев были арестованы, Чернышевский в своем дневнике писал, что посетители кружка Введенского даже не думают о возможности восстания, которое бы их освободило.

После окончания университета в 1850 году Николай Гаврилович Чернышевский, кандидат наук, получает распределение в гимназию в Саратов. На должности учителя Чернышевский пропагандировал революционные идеи, за которые получил репутацию вольтерьянца и вольнодумца.

«Николай Чернышевский» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

После того, как Чернышевский женился, он вернулся в Санкт-Петербург, где стал работать учителем во втором кадетском корпусе. Однако, несмотря на педагогические таланты и заслуги, пребывание Чернышевского там было недолгим, после конфликта с офицером Николай Гаврилович подал в отставку.

Литературная деятельность

Свои первые литературные произведения Чернышевский начал писать примерно в конце 1840-х годов. В 1853 году в Санкт-Петербурге Николай Гаврилович публиковал свои статьи в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В 1854 году, после окончания учительской карьеры, Чернышевский начал работать в журнале «Современник». С 1855 года Николай Гаврилович стал руководить изданием наряду с Некрасовым. Чернышевский являлся одним из сторонников превращения «Современника» в трибуну революционной демократии. По этой причине от издания отвернулся ряд талантливых авторов, среди которых были Толстой, Григорович и Тургенев. Сам Николай Гаврилович оказывал всяческую поддержку Добролюбову, которого в 1856 году пригласил в «Современник», а затем назначил его руководителем отдела критики. Чернышевского с Добролюбовым связывала кроме общей работы в журнале еще и схожесть взглядов и социальных концепций. Ярким доказательством тому являются педагогические идеи обоих философов.

Чернышевский продолжал активную деятельность в журнале. А в 1858 году Николай Гаврилович был назначен первым редактором журнала «Военный сборник». Чернышевский привлек в революционные кружки ряд русских офицеров.

Замечание 2

В 1860 году был опубликован «Антропологический примат в философии», который является главным философским сочинением Николая Гавриловича Чернышевского.

После того, как был оглашен Манифест об отмене крепостного права, Чернышевский выступил с рядом статей, в которых критиковал новую реформу. Чернышевский, формально не входивший в кружок «Земля и воля», стал его идейным вдохновителем, и оказался по тайным надзором со стороны полиции.

Арест и ссылка

В 1862 году журнал «Современник» за «вредное направление» был закрыт на восемь месяцев. Через некоторое время сам Чернышевский тоже был арестован. И без того сложное положение писателя ухудшило письмо, написанное Герценом к Николаю Серно-Соловьевичу, публицисту-революционеру. В этом письме Герцен говорил, что готов издавать журнал за границей. Николая Гавриловича обвинили во взаимодействии с революционной эмиграцией. Чернышевского назвали «врагом Российской империи номер один» заключили в Петропавловскую крепость. Следствие длилось на протяжении полутора лет. За это время Чернышевский написал роман «Что делать?», который был опубликован в «Современнике» после возобновления деятельности журнала. Кроме этого романа, в этот период Чернышевский написал несколько повестей и роман «Повести в повести», который остался незавершенным.

В феврале 1864 года Николая Гавриловича приговорили к каторжным работам в Сибири на срок 14 лет без права возвращения. Несмотря на то, что затем император Александр II сократил срок наказания до семи лет, в общей сложности литературовед и писатель провел в заключении более двадцати лет.

В начале 1880-х годов, благодаря хлопотам сына, Михаила Николаевича, Чернышевский получил разрешение вернуться в центральную часть России, в Астрахань, а затем и на родину, в Саратов. Однако спустя несколько месяцев после возвращения в Саратов Чернышевский заболел малярией. Николай Гаврилович Чернышевский умер в октябре 1889 года. Писателя похоронили на Вознесенском кладбище в Саратове.

Библиография:

  • «Что делать?»
  • «Алферьев»
  • «Заметки о Некрасове»
  • «Критический взгляд на современные эстетические понятия»
  • «Эстетические отношения искусства к действительности»
  • «Возвышенное и комическое»
  • «Характер человеческого знания»
  • «Критика философских предубеждений против общинного владения»
  • «Антропологический принцип в философии»
  • «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь».
Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot