«Истоки русского коммунизма» - это книга русского мыслителя Н. А. Бердяева, в которой автор размышляет о российской и зарубежной истории, проводит анализ идеи К. Маркса и рассматривает ее влияние на пути развития России, а также анализирует роль религии и культуры в условиях революции.
Эволюция взглядов Н. А. Бердяева
Николай Александрович Бердяев является одним из самых значимых мыслителей 20 века. Родился Н.А. Бердяев в 1874 году в Киеве, в семье аристократов. Мать Бердяева принадлежала роду князей Кудашевых, отец был потомственным военным. В 10 лет Бердяев поступил в кадетский корпус, однако вскоре стало ясно, что карьера военного ему чужда. Родители не стали настаивать на продолжении обучения в кадетском корпусе.
В студенческие годы Бердяев увлекся идеями марксизма и был участником одного из социал-демократических кружков, за что в 1898 году оказался в месячном тюремном заключении. В 1901-1902 году Бердяев был в ссылке в Вологде. Здесь он познакомился с А.А. Богдановым, Б.В. Савинковым, А.В. Луначарским.
Уже в ссылке Бердяев разочаровался в марксизме и стал искать способ его модернизировать. Союзниками Бердяева в этом стали легальные марксисты С.Н. Булгакова, П.Б. Струве. С ними Бердяев сотрудничает в газете «Новый путь» с 1904 года.
После поражения первой русской революции Бердяев едет в Париж. Здесь происходит перелом во взглядах Бердяева, он отказывается от материалистических идей, возвращается к православию, участвует в организации религиозно-философского общества им. В. Соловьева, а также сотрудничает с издательством «Путь».
В 1911 году вышла книга «Философия свободы», которая стала ярким выражением взглядов Бердяева. В книге автор доказывает, что вся философия порождена религией, а вера в бога – это основание любого мировоззрения. По мнению Бердяева, отказ от веры в бога – это ограничение своего взгляда на мир. Н Бердяев не признает за церковью права диктовать свое понимание бога и мира. По мнению философа, понять логическими рассуждениями Бога нельзя, он сам рассказывает о себе устами пророков и евангелистов.
«Истоки и смысл русского коммунизма»: структура, содержание книги
Книга «Истоки и смысл русского коммунизма» была задумана автором в 1933 году. Замысел книги был связан с появлением в западной печати книг и статей иностранных авторов, в которых искажалась история идейной и религиозной борьбы в дореволюционной России и в которых даже предпринимались попытки защитить материалистическую идеологию коммунизма с точки зрения христианской религии. Поэтому книга, обращенная главным образом к западной аудитории была издана на иностранных языках. В России книга впервые была опубликована в 1989 году.
Эта книга является итоговым произведением Бердяева. В ней он обобщил свои социально-философские поиски, свои размышления над путями всемирной и русской истории 20 века.
Книга состоит из семи глав:
- В первой главе Бердяев исследует специфику русской интеллигенции как социального явления. Он показывает ее уникальность, ее идейные истоки, несопоставимость с западной интеллигенцией.
- Во второй главе философ исследует идейно-нравственные истоки нигилизма.
- В третьей главе Бердяев исследует природу русского народничества. Он связывает ее с изначально христианским мировосприятием, которое отличает русских.
- В четвертой главе Бердяев показывает отличие русской литературы от западной;
- В пятой главе автор показывает идеологическую трансформацию, которую претерпело чисто западное явление марксизма в России. Наиболее соответствующим религиозному духу российского народа оказался большевизм.
- В шестой главе автор показывает уникально русский характер Октябрьской революции 1917 года, подробно анализирует личность и политический путь В.И. Ленина.
- В седьмой главе анализируется идейное сходство христианства и коммунизма. Бердяев объясняет идеологическую укорененность идей коммунизма в религиозном сознании.
Результатом размышлений философа о судьбе России стал вывод о неслучайности революции, укорененности ее идей в русском национальном сознании, а также в традиционной системе управления государства.
Основные идеи книги
«Истоки и смысл русского коммунизма» можно назвать философией русской истории, которая рассматривает русскую революцию и стремится к осознанию ее смысла через особенности русских политических, идейных, религиозных, культурных традиций.
В книге Бердяева использован ряд положений, разработанных и выдвинутых в ранних работах философа:
- Трактовка истории как процесса, который разворачивается главным образом в духовной сфере;
- Противопоставление культуры и революции;
- Интерпретация марксизма.
В книге эти истоки в значительной мере переосмысливаются в свете нового исторического опыта эпохи победившей революции, которую Бердяев когда-то сам искренне призывал.
По Бердяеву постичь внутреннюю закономерность российской истории означает понять русскую идею. А русская идея – трансцендентная, надэмпирическая категория.
Вл. Соловьев считал, что русская идея - это то, что думает о ней Бог. Истинная русская идея засвидетельствована религиозных характером народа, указана и преобразована важными событиями и великими личностями русской истории. Разум человека не способен охватить содержание этой идеи, ему приходится пробиваться к ней через ряд философских реконструкций, сменяющих друг друга. Бердяев полагает, что такими реконструкциями были:
- Народничество;
- Славянофильство;
- Взгляды эсеровских теоретиков;
- Концепция русского марксизма.
Полностью истина не представлена ни в одной из этих точек зрения. История, которая была, казалось, уложена в доктринальные рамки, каждый раз совершала повороты, уводящие ее из сетей, созданных человеческим рассудком. И каждый такой поворот, согласно логике провиденциализма, проясняет заново план, по которому следует, и существенно трансформирует смысловой контекст истории. Бердяев в соответствии с этим интерпретирует исторический путь России с точки зрения предпосылок большевизма в истории России и той роли, которую он сыграл.
По мнению Бердяева, русский коммунизм – это одновременно и сугубо национальное, и мировое явление.
Как национальное явление, русский коммунизм детерминирован ходом русской истории. Бердяев считает, что русский коммунизм вызван не какими-то конкретными социальными факторами, а обусловлен метафизически. По мнению мыслителя, он закономерно порожден душевной структурой русского народа.