Доппельгангер — это двойник человека, который выступает как темная сторона личности или является антитезой ангелу-хранителю.
Внутренние мотивы повести «Двойник»
Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник» на данный момент многие исследователи рассматривают с рационалистической точки зрения, другие описывают иррациональные мотивы. Для понимания произведения важным является его «фантастический колорит». В повести выделяются внешние и внутренние мотивы, участвующие в сюжетоообразовании. К внешним мотивам относятся:
- Образ Санкт-Петербурга,
- Семантика числа «два».
Внутренними мотивами являются:
- Предчувствие;
- Фантастический колорит;
- Сон.
Семантика числа два присутствует не только в самом названии повести, но и в его частях. Например, в первой главе – две встречи Голядкина: с молодыми чиновниками и с начальником. За всю повести Голядкин два раза бывает в доме Олсуфия Ивановича, и эти встречи кардинально меняют судьбу героя. Кроме того, число два в тексте часто связано со временем. Например, Голядкин 2, 5 часа стоит в сенях дома Олсуфия Ивановича, наблюдая за балом. Наконец, число два присутствует вне текста - две редакции повести, сделанные Ф.М. Достоевским с разницей в двадцать лет.
Число два само по себе является крайностью одного и другого, которая не предполагает развития, напротив, замыкание в одном. А одно отражает другое, и предел одного и предел другого составляют целостность.
Возможно, писатель намеренно называет Голядкиным младшего героя. возможно, это прием Достоевского, необходимый для того, чтобы показать сущность одного Голядкина в целом. Писатель намеренно не вводит в произведение героя-антагониста, называя его Голядкиным-младшим, чтобы показать читателю, что это один человек. Если проследить за поступками старшего Голядкина и младшего, то можно увидеть, что они диаметрально отличаются друг от друга. Так, Голядкин-старший стремится быть простым человеком, без наружного блеска, но на деле заботиться о «блеске»: нарядный Петрушка, карета, желание быть в свете. Голядкин говорит, что не учился хитростям и маку надевает только в маскарад. А в разговоре с Крестьяном Ивановичем он говорит: «там у них в большом свете нужно уметь паркеты лощить сапогами», а сам при этом одновременно пришаркивает ногой по полу. Голядкин-старший говорит о своем представлении об идеальном человеке, на деле ему не соответствует. Голядкин-младший выражает крайнюю степень несоответствия. Таким образом, Голядкин-старший является носителем идеала, а младший – действительности. Поэтому совершенно неудивительно, что другие персонажи, несмотря на внешнее сходство Голядкиных, воспринимают их по-разному. Антон Антонович, сослуживец старшего Голядкина, случайно замечает сходство героев и говорит, что у людей такое бывает. А сам думает: То же самое случилось с моей тетушкой с матерней стороны, она тоже пред смертью себя вдвойне видела».
И.Б. Роднянская отмечает двойничество как личностную особенность самого Ф.М. Достоевского.
При разговоре о двойничестве Достоевского как правило ссылаются на его письмо Е.Ф. Юнге, где писатель говорит о том, что всю жизнь у него было это раздвоение. Как и сам Достоевский, и герои его произведений, Санкт- Петербург – тоже крайность. В крайностях одновременно есть целостность и трагичность. Писатель неоднократно напоминает, что развитие сюжета произведения происходит именно в Петербурге. Центром повести является Невский проспект, который притягивает к себе всех главных героев и все события. Именно здесь происходят все нежелательные и неожиданные встречи Голядкина. Столкновение Голядкина с Невским проспектом и последствия этих столкновений показывают враждебность Петербурга к Голядкину. В то же время для Голядкина Петербург является местом жизни, здесь находится его дом. Сюжет произведения коррелирует с образом города. Двойственность Петербурга, его непостоянный климат, водные каналы, которые искажают в воде отражения, можно соотнести с образом героя, изменчивого, непостоянного, скрытного. Не случайно писатель выбирает этот особенный город местом развития сюжета. Петербург противоречив. Он трагичен и прекрасен одновременно. И для Достоевского это является одним из способов показать свое мировосприятие и миропонимание.
С помощью внешних мотивов писатель воплощает идею сложности, двойственности внутреннего мира человека.
Рассмотренные мотивы подтверждают, что «Двойник» по форме – это ирреальное, фантастическое произведение. Но для Достоевского повесть является исключительно реалистичным произведением. Именно так писатель воспринимал реальность: она противоречива, абсурдна, сложна, при этом очень глубока.
Двойственность личности человека
В письме от 26 февраля 1869 года Достоевский пишет Н.Н. Страхову о своем особенном взгляде на действительность в искусстве. И то, что для большинства кажется исключительным и фантастическим, для Достоевского составляет самую сущность действительного. А казенный взгляд на обыденные явления, по мнению писателя, это не реализм, а наоборот.
О своей повести в 1877 году Достоевский пишет, что она не удалась, но идея произведения была довольно светлой. Писатель признается: «серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил».
При этом обе мысли жили одновременно. Несмотря на то, что произведение написано в 1846 году, Достоевский, осмысливая ее, только лишь сокрушается над неудавшейся, по его мнению, формой произведения, но не над идеей. По мысли Достоевского, каждый человек, находясь на земле и проживая человеческую жизнь, способен чувствовать другую реальность, высшую. В повести «Двойник» это проявляется в реализации двух сторон личности Голядкина. Старший здесь является на словах транслятором образа идеального человека, но не является таковым на деле. А младший Голядкин – это олицетворение действительности. По мысли Достоевского, человек сложен и противоречив. Одновременно он в себе может заключать и добро, и зло. В повести двойник, можно сказать, не появился, а скорее, проявился. Двойник был всегда, но проявился лишь после серьезного эмоционального потрясения.