Биография Николая Заболоцкого
Русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий родился в 1903 году под Казанью. Отец поэта работал агрономом, мать – учительницей в сельской школе. Детство Николая Алексеевича прошло в селе Сернур Вятской губернии. Сначала Николай Заболоцкий учился в сельской школе. Затем, в период с 1913 по 1920 год – в находившемся в селе реальном училище. После окончания училища будущий поэт поступает на медицинский и филологический факультет Московского университета. В 1921 году Николай Алексеевич переезжает в Петроград, где поступает на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена.
После окончания обучения Заболоцкий поступает на службу в армию. Начиная с 1927 года, поэт работает редактором в отделе детской книги, а также сотрудничает с изданиями «Чиж» и «Еж».
В 1938 году неожиданно в жизни поэта происходит серьезный поворот. Поэта арестовывают по ложному доносу и обвиняют в заговоре против государства. Заболоцкий был репрессирован, и пять лет отбывал заключение в лагерях на Колыме. В 1943 году Заболоцкий в статусе поселенца работал строителем на Алтае, Дальнем Востоке и Казахстане. С 1944 по конец 1945 года Николай Алексеевич жил в Караганде вместе с семьей, работал техником-чертежником.
В 1946 году Заболоцкому дали разрешение на возвращение в Москву. В течение некоторого времени Заболоцкий жил в Переделкино, на даче своего близкого друга В. А. Каверина. Затем поэт переехал в город, восстановился в Союзе писателей. С этого момента в творчестве Николая Заболоцкого начался новый период.
Особенности московского периода творчества Николая Заболоцкого
Поэт никогда не изменял своим принципам. Однажды провозглашенный им принцип "Вера и упорство. Труд и честность..." поэт соблюдал до самых последних дней своей жизни. Этот же принцип стал основой всего творчества поэта. В лирике Заболоцкого этого периода присутствуют черты «ранних» произведений. К таким чертам относятся отголоски натурфилософских представлений и наличие элементов иронии, юмора и даже гротеска. Опыт 1920-х годов Николай Заболоцкий использовал и в дальнейшем творчестве:
- «Завещание»
- «Читайте, деревья, стихи Гезиода»
- «Рубрук в Монголии»
- «Сквозь волшебный прибор Левенгука».
Однако в отличие от раннего периода творчества, творческий стиль поэта претерпел большие изменения после восьми лет молчания.
Однозначно определить, в чем заключается причина таких изменений, сложно. Возможно, причиной послужили превратности судьбы, которые заставили Заболоцкого задуматься о духовной чистоте и красоте, внутреннем мире каждого человека и в целом всего общества, и привели к тематической перемене, а также к изменению эмоционального тона произведений поэта в московский период его творчества. Возможно, к изменениям его подтолкнула поэзия Тютчева, которая во время заключения стала тонкой нитью, соединяющей его с прежней жизнью, нормальной жизнью. Возможно, эти стихи заставили поэта заново, с особенной остротой почувствовать всю красоту слова и совершенство классической строфы. Точного ответа на вопрос нет, но в любом случае в произведениях Николая Алексеевича в этот период четко прослеживается развитие философской концепции, а также его стремление максимально приблизить форму своего стиха к классической форме.
Возвращение Заболоцкого в литературу оказалось для поэта чрезвычайно сложным и болезненным. С одной стороны, у поэта было непреодолимое стремление выразить те многие чувства, что накопились за восемь лет и высказать мысли, которые искали выход в поэтическом слове. В то же время, его преследовало опасение того, что оригинальные идеи снова будут использованы против него самого. В первые годы после возвращения в Москву в радостные минуты вдохновения поэт выплескивал жизнерадостные эмоции в стихотворениях, тем самым раскрывая секрет творчества и свободного общения с родной природой. Например, это ярко проявляется в следующих стихотворениях:
- «Бетховен»
- «Гроза»
- «Утро»
- «Уступи мне, скворец, уголок».
Но затем этот творческий подъем, наполненный радостью, сменился спадом, который продолжался до 1952 года. В этот период поэт писал редко, и в произведениях воспроизводил ту действительность, которую ему довелось увидеть на Алтае и Дальнем Востоке. Например, в следующих произведениях:
- «Город в степи»
- «Творцы дорог»
- «Урал»
- «В тайге».
Однако поэт никогда не оставался без дела. В этот период он закончил работу над «Словом о полку Игореве», перевел произведениях грузинских поэтов, таких как В. Пшавела, С. Чиковани, Д.Г урамишвили и других. Кроме того, Заболоцкий сделал переводы венгерских, итальянских, немецких, сербских авторов.
После того, как на ХХ съезде партии был развенчан сталинизм, в творчестве Заболоцкого произошли изменения в лучшую сторону. В 1956 году вышел очерк Николая Алексеевича «История моего заключения», стихотворения «Противостояние Марса» и «Где-то в поле возле Магадана».
В поэзии Заболоцкого периода 1940-1950-х годов наблюдается душевная открытость, не свойственная ему ранее. В этих произведениях открываются переживания, стремления, впечатления поэта, иногда даже звучат автобиографические ноты.
Однако философское содержание в стихотворениях Заболоцкого по-прежнему сохраняется и даже становится глубже.
Поэт отдаляется от космогонических абстракций и все свое внимание сосредотачивает на земном человеке, со всеми его потерями и обретениями, радостями и бедами.
Человек рассматривается в первую очередь как личность, умеющая мыслить, способная чувствовать и страдать. И все происходящее поэт передает через восприятие этого человека, через внутреннее зрение. Для творчества этого периода характерно изменение взгляда на проблему гармонии, которая перестает представляться только в освобождении от насилия и зла. Гармония природы заключается в законах, которые обусловливают свободу творчества, справедливость, любовь, красоту и вдохновение. При этом торжество разума обязательно должно сопровождаться наличием человеческой души.
В понимании Заболоцкого, душа – это нематериальная субстанция, представляющая собой совокупность стремлений, опыта и знаний, которые не подвержены уничтожению ни обстоятельствами, ни временем.