Звукопись – это описание звукового ряда, сопровождающего текст.
Звук как элемент поэтики Ф.М. Достоевского
Звуки являются важным элементом художественно-изобразительной системы Ф.М. Достоевского. Наиболее яркой особенностью использования звуков в произведениях Достоевского является усиление значимости звукового ряда, установка не на то, что говорят, а на то, как именно говорят, то есть совершается переход от ментального к психологическому плану. Звуковой фон имеет особое значение, так как его описание делает читателя сопричастным к происходящим событиям. По мнению А.В. Чичерина, Достоевский продумал звуковой ряд до мельчайших деталей – от описания звуков до звукописи.
Интерес исследователей к звуковому миру Достоевского появляется одновременно с возникновением интереса к его стилю и развенчанием мифа о «нехудожественности» произведений писателя (например, работы Л. Гроссмана, А. Гозенпуда, В.В. Виноградова, С. Соловьева, А. Чичерина и т.д.). Наблюдения исследователей можно обобщить следующим образом:
- Исступленность, напряженность, повышенная экстатичность звукового мира;
- Автономность описаний мира звуков от вещественного и зримого мира;
- Контраст звуков и беззвучия;
- Повышенный психологизм звукового ряда;
- Звуко-музыка.
Исступленность, напряженность звукового мира наиболее ярко проявляется на фоне фрагментов, отличающихся умеренностью в звуковом плане. С.М. Соловьев отмечает, что Достоевский использует звук неравномерно. На фоне умеренного, обычного использования звукоописаний резко контрастны звуковые максимумы, звуковые ансамбли, звуковые пики, вбирающие в себя «все голоса оркестра» (например, в романе «Преступление и наказание» писатель использует такие слова, как: «крикнула», «проскрежетал», «заревел», «восклицал», «вопил», «ревели со всех сторон» и т.д.).
У Ф.М. Достоевского часто встречаются ситуации, когда герой «весь превращается в слух». Читатель вместе с автором словно погружается в глубинные пласты переживаний и чувствований, когда еще сознание не подключено, смысл не ясен, слово не определено, но звук уже выражает все «неистовство несдерживаемых страстей». Именно такой выглядит сцена бреда Родиона Раскольникова.
У Достоевского ярко проявляется контраст звука и беззвучия. Но тишина у него не тождественна молчанию. В произведениях писателя тишина является очень важным элементом звукового мира. Е. Димитров отмечает принципиальность безмолвия у Ф.М. Достоевского. Исследователь подчеркивает, что безмолвие у писателя – это не смерть слова, а его новая жизнь. Оно «звучит» в пространстве тогда, когда сказаны уже все слова. У Достоевского безмолвие – это выход за пределы языка, но не смысла, это граница слова. Безмолвие укрощает, останавливает слово, но тем самым сильнее продолжает смысловую и символическую цепь. Онтологическое безмолвие у Достоевского реализуется как символический жест (например, финальный жест Раскольникова). В то же время, безмолвие неразрывно связано с целым морем звуков. Так, А. Гозенпуд отмечает удивительное мастерство писателя в использовании контраста шума и безмолвия, в переходе от форте к пиано и обратно. Исследователь в качестве примера приводит фрагмент из романа «Преступление и наказание» («ничто не отозвалось из ниоткуда…»).
С.М. Соловьев подчеркивает, что писатель часто использует звук как отдельный, расчлененный звуковой акцент, который при этом находится в глубоком соответствии с психологией, настроением, переживаниями персонажа (например, звук колокольчика напоминает Раскольникову о его переживаниях).
У Достоевского описание звуков музыки строится не столько на воспроизведении ассоциативного ряда, сколько на изображении человеческих голосов, которые прорываются через музыкальную оболочку звуков. То есть у Достоевского музыкальный ряд персонифицируется. Проникновение музыки и звуков в переживания персонажа, близость созвучий и сопереживаний, настроение, выраженное в звуках, соответствие звуков настроению – именно так выглядит сфера «звукописи» у Ф.М. Достоевского, по мнению С.М. Соловьева.
В целом можно отметить, что у Достоевского звукоописания тяготеют к дисгармонии, какофонии, контрастности и дискретности. Но именно в этом заключается своеобразие звукового элемента его произведений.
Музыка в романе «Преступление и наказание»
Музыка, которая звучит в произведениях Ф.М. Достоевского, является не только фоном, но и духовной атмосферой, средством передачи чувств и мыслей героев. Музыка органически входит в изображенную в произведении жизнь. Писатель использует широкий диапазон музыки – от шарманки до симфонической и оперной музыки. В романе «Преступление и наказание» музыкальный фон неотделим от темных, грязных улиц Петербурга, от погребков, каморок, серого неба и соответствующего душевного состояния героев.
Музыка в романе способствует сгущению атмосферы действия. Например, сцена безумства Катерины Ивановны приобретает трагический характер, когда она угрожает невидимым врагам, что выйдет на улицу с шарманкой. Умирающая Катерина Ивановна в бреду пытается вспомнить слова и мелодию своих любимых романсов.
Скитания Раскольникова по трактирам тоже сопровождает музыка. Его влечет туда, где пьяное веселье и шум. То же пьяное пение звучит и во снах Раскольникова. В кошмарах сливается звяканье бубна, пьяные голоса, поющие песню и крики озверевшего владельца клячи.
Фигуры уличной певицы и шарманщика приобретают обобщенный символический смысл, подчеркивая нереальность и призрачность того, что происходит в этом безотрадном, мрачном городе.
Музыкальный фон романа «Преступление и наказание» - это звуки шарманки и балалайки, крики пьяного хора. И только в эпилоге слышится вольная народная песня, символизируя новую жизнь Раскольникова. Музыка сопровождает главного героя на протяжении всего романа и в финале знаменует обретением им надежды.