Драматургия — это теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.
«Русская трагедия» и «русская комедия» А. Н. Островского на экране
Произведения А. Н. Островского на экран переносятся избирательно, несмотря на то, что внимание к ним со стороны театра не иссякает. Из произведений, написанных в 1840-1860 годы, наиболее заметными в разное время были экранизации «Женитьбы Бальзаминова» и «Грозы». Фильм по пьесе «Гроза» был снят в 1934 году Владимиром Петровым, а «Женитьба Бальзаминова» была экранизирована Константином Воиновым в 1965 году.
Мир Островского – это изначально «дикий» купеческий капитализм, который возник из крестьянства. Сам писатель, происходивший из семьи священнослужителя, начинал службу в московском совестном суде, который занимался домашними спорами. Островский в суде ведет записи дел и таким образом проходит школу познания драм жизни купечества. Затем он переходит на службу в коммерческий суд, здесь клиентами становятся крестьяне, промышлявшие торговлей, купцы, городские мещане, мелкое дворянство. Широкое признание драматург получил благодаря своей комедии «Свои люди – сочтемся!» («Банкрут»), написанной в 1850-х годах и впитавшей весь служебный опыт писателя. Эта пьеса открывает первый период творчества Островского, а «Гроза» закрывает его. В этих пьесах, отражающих дореформенный период жизни страны, А.Н. Островский выступает в роли продолжателя гоголевской традиции с точки зрения ее обличительной стороны.
В начале первого периода в пьесах Островского отсутствует положительное начало, их отличает спокойная, беспристрастная манера.
Особенности реализма Островского определяются следующими чертами:
- Бытовая точность при изображении социальной среды;
- Детальная разработка характеров;
- Спокойная манера повествования.
После выхода в 1851 году пьесы «Бедная невеста» в творчестве драматурга происходит резкий поворот. Он считает, что пусть лучше русский человек, видя себя на сцене, радуется, чем тоскует. Так в творчестве Островского появились положительные «маленькие люди», а затем – резко конфликтная ситуация между «маленькими людьми» и «темным царством». Высшей точкой развития этой тенденции стала драма «Гроза».
Пьеса «Женитьба Бальзаминова» - это произведение второго периода творчества А. Н. Островского. В этот период в его творчестве отражается пореформенная эпоха жизни России. В то же время основу большинства пьес Островского составляет постоянный конфликт между обладателями власти и людьми подневольными. В 1875 году появилась пьеса «Волки и овцы». Эта тема продолжает остаться ключевой.
Пьесы А.Н. Островского – это «картины» или «сцены» из московской жизни», в некоторых случаях – из «жизни захолустья».
В этих пьесах драматург рассказывает о существовании мелких людей, живших на тогдашних московских окраинах: учителей, занимающихся домашними уроками, маленьких чиновников, стряпчих, ходатаев, обедневших купеческих вдов с дочерями на выданье и т.д. К серии произведений о «маленьких людях» относится и трилогия о Бальзаминове:
- «Праздничный сон-до обеда»;
- «Свои собаки грызутся, чужая не приставай»;
- «За чем пойдешь, то и найдешь».
А. Н. Островский. Человек, изменивший театр
Истории А. Н. Островского вот уже третье десятилетие не сходят с экрана и со сцены. Он написал более 50 пьес и стал не только самым плодовитым русским драматургом, но и человеком, который коренным образом изменил театр. Именно идеи Островского, позже развитые А. П. Чеховым и К. С. Станиславским, создали драматическое искусство, с которым мы знакомы сегодня.
Островский с самого начала отказывается от использования эффектных сценических приемов, от исключительных обстоятельств. Герои его пьес – не дворяне и исторические деятели, как в высоких трагедиях. Также в пьесах островского нет и традиционных героев комедий того времени – глуповатых крестьян и находчивых слуг.
Он первым в отечественной драматургии вывел на передний план негероический быт купечества. Оно считалось социальной прослойкой, которое всего лишь должно обеспечивать наполнение товарами магазинов и лавок. Купцы до Островского появлялись на сцене или как эпизодические персонажи, или как комические. Деловой мир считался недостойным сцены ввиду его приземленности.
Выведенные А.Н. Островским новые герои – это простые люди с такими же простыми проблемами и страстями, о которых в приличном обществе говорит не очень принято. Он первым рассмотрел и показал другим, что и люди низкого звания могут страдать, любить, совершать смелые поступки.
Основу пьес драматурга составляет повседневная жизнь, которая складывается из непримечательных, незаметных фактов и событий. Позже этот принцип разовьет А. П. Чехов, который принципиально исключает из пьес все внешне значительное и эффектное. Как и в жизни, в пьесах А.Н. Островского трагическое и комическое идут рядом, нарушая сложившиеся к тому времени театральные традиции. Герои Островского не хорошие и не плохие, они живые. Эти персонажи такие же, как и в жизни – не идеальны, но обаятельны.
Поэтому существует такое количество трактовок образов Островского. Например, образы Катерины и Кабанихи выписаны так, что Кабаниху можно сыграть и как стоящую на страже интересов своей семьи крепкую хозяйку, и как давящий все живое анахронизм. Так и Катерину можно преподнести не только как «луч света в темном царстве», привычный со школьной семьи, но и как провинциальную дурочку, бесящуюся от безделья. И это все с одним и тем же текстом.
Ключевой характеристикой своих героев Островский провозгласил их язык. Именно он выражает их настроение, характер, образование, происхождение и многое другое. При этом драматург активно боролся со старой театральной школой. В частности, он упразднил такой принцип постановки, когда ставка делается на одного актера. В пьесах Островского действует целый ансамбль. И именно Островский выстроил так называемую «четвертую стену» на сцене. По Островскому, зритель является случайным свидетелем событий, отделенный от сцены невидимой стеной, а не заплативший за билет и ожидающий зрелища узаконенный наблюдатель. Теперь монологи героев были адресованы самим себе или лицам воображаемым, а не зрителю.