Различия литературного метода и литературного направления
Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных методов.
Понятие литературного метода часто соотносится с понятиями литературного направления и литературного стиля. Эти три понятия рассматриваются как синонимичные друг другу, однако на самом деле между ними есть, пусть и тонкая, но разница.
В основе всех трёх понятий лежит сходство типа художественного мышления писателей, способа интерпретации ими реальности.
Художественный (литературный) метод - способ выбора и оценки явлений действительности, своеобразие художественного воплощения авторской идеи.
Литературный метод относится как к категории содержания, так и к категории формы, объединяя их в единую систему. Каждый литературный метод имеет свои уникальные особенности, сформировавшиеся в ходе литературного процесса.
В разные периоды развития литературы мы можем наблюдать общую для нескольких авторов тенденцию выражения своих мыслей и идей, осмысления реальности. Художественный метод, в отличие от литературного направления, не привязан к конкретной временной точке. Отголоски того или иного метода можно найти в произведениях писателей разных эпох. Например, черты реализма встречаются в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», написанной задолго до господства данного направления, а в произведениях А.С. Грина, написанных в начале XX века, чётко прослеживаются следы романтизма, получившего распространение более чем за век до рождения писателя.
Литературное направление (литературное течение) - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Разные направления главенствовали в литературе в разные периоды времени, последовательно сменяя друг друга и опираясь друг на друга. Особенности того или иного направления часто связаны с особенностями определённой исторической эпохи.
Однако несмотря на всё выше сказанное, в литературоведении принято рассматривать понятия литературного направления и литературного метода как синонимичные, поэтому рассмотрим основные направления более детально.
Литературные направления
Самые крупные литературные направления:
- Классицизм;
- Романтизм;
- Сентиментализм;
- Реализм.
Классицизм.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.
В Россию классицизм «завезли» в XVIII веке вместе с реформами просветителей.
В классицизме преобладал культ разума и существовало представление о некоем абсолютном идеале, эталоне. Главной задачей писателей-классицистов было приблизиться к этому недостижимому идеалу. Последствием этого стало создание строго жанровой системы и построение целого блока классицистических канонов, обязательных для соблюдения каждым писателем.
Классицисты противопоставляли друг другу рациональное и эмоциональное начала, предпочитая первое из них и считая его более правильным. Именно классицисты создали базу для детального, внимательного рассмотрения человека и мира вокруг, для постоянного анализа писателями всего, что происходило в их мире.
Искусство классицизма должно было играть большую воспитательную роль, поэтому в нём воспевались различные нравственные идеалы.
Русские писатели-классицисты часто обращались к темам критики существующего общественного строя и царской власти, а также обращались к национальным особенностям русского народа.
Сентиментализм.
Сентиментализм - литературное направление, главной ценностью которого были чувства человека.
Сентиментализм возник как ответная реакция на классицистические ценности. В отличие от классицистов, сентименталисты на первое место ставили не разум, а чувство. Классицизм, однако, оказал большое влияние на формирование сентиментализма: именно из классицизма и характерного ему желания анализировать все явления жизни родилось детальное внимание к человеческим чувствам, характерное сентиментализму.
Для этого направления характерны культ чувств и тенденция к индивидуализации образов персонажей.
Примером русского сентиментального произведения является «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Романтизм.
Романтизм - литературное направление, наивысшими ценностями считавшее духовно-творческую жизнь личности и её независимость и свободу.
Романтизм был распространён в конце XVIII - первой половине XIX века.
Главной ценностью и предметом изучения писателей-романистов была личность человека. Причём не просто человека, романтического героя - сильной, неординарной, исключительной личности, не принимаемой обществом и не принимающей общество. Это одинокий, страстный человек, который страдает от несовершенства мира, в котором он живёт, и ищет путь в некий идеальный мир.
Романтическое двоемирие - это противостояние блеклой, обыденной действительности и возвышенного мира мечтаний.
Романисты часто находили вдохновение в национальном фольклоре, обращались к теме природы и воспевали её. В романтических произведениях внимание уделялось историческому фону и различным деталям, характерным для той или иной эпохи.
Родоначальником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Ярким представителем романтизма является Михаил Юрьевич Лермонтов.
Реализм.
Реализм -литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.
Реалисты осознавали существование объективных причин тех или иных исторических событий или человеческих поступков, и понимали, что исторический контекст, как и многие другие условия, оказывает огромное влияние на формирование личности человека - в их случае на формирование личности героя произведения.
Именно реалистическим произведениям стал свойственен психологизм - художественный метод изображения внутренних переживаний, мыслей и чувств героя. Авторы-реалисты, как правило, избегают однозначной оценки героев; характеры персонажей представлены в развитии. Часто герои реалистических произведений становятся настолько объёмными, что приобретают собственную волю, поступая вопреки планам авторов.
В отличие от романтизма, где исключительный герой попадал в исключительные обстоятельства, в реализме действие разворачивается в обычном, даже обыденном мире.
Наиболее значительными представителями русского реализма являются А.С. Пушкин, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и другие.
Другие литературные направления.
Помимо перечисленных четырёх существуют и другие литературные направления: модернизм, футуризм, символизм, акмеизм, имаджинизм и т.д. Каждое из них обладает своими уникальными чертами. Эти направления развивались в основном в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии.