«Северная Пальмира» — это общегородская литературная премия Санкт-Петербурга, которая была учреждена в 1994 году.
Биография К. Р. Кобрина
Российский писатель, журналист, историк, редактор Кирилл Рафаилович Кобрин родился в августе 1964 года в Горьком. Он окончил исторический факультет Горьковского университета. Затем Кобрин защитил кандидатскую диссертацию по истории Уэльса 11-13вв. В период с 1985 по 1990 годы Кобрин писал тексты песен для рок-группы «Хронотоп».
С этой группой Кобрин принимал участие в Подольском рок-фестивале.
В период с 1986 по 2000 гг. Кобрин был преподавателем Горьковского педагогического института. В 1994 году писатель начал выступать в эфире радио «Свобода».
В 2000-2013 годы Кирилл Рафаилович работал в штаб-квартире радио «Свобода» в Праге. В 2009-2012 гг. он исполнял обязанности главного редактора Радио «Свобода».
Кобрин в 1990-е годы совместно с А. Пуриным редактировал альманах «Urbi». К.Р. Кобрин с 2000 по 2006 гг. являлся членом редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», а в2006 году стал редактором журнала «Неприкосновенный запас». Кобрин совместно с А. Левкиным создали литературно-художественный сайт Post(non)fiction.
С 1992 года Кобрин публикует эссеистику и прозу в российских и зарубежных периодических изданиях. Писатель является автором и соавтором более двадцати книг. Кроме того, Кобрин является постоянным автором латвийского издания «Ригас Лайкс», а также онлайн-издания Arterritory.
«Шерлок Холмс и рождение современности» К. Кобрина
Книга «Шерлок Холмс и рождение современности» является одним из универсальных ключей к истории Нового и Новейшего времени. Кобрин, рассуждая об имущественных правах 19 столетия, приводит в пример книгу «Женщины и собственность в Англии раннего модерна», автором которой является Э. Л. Эриксон. Возможно, именно эта книга навела писателя на мысль дать яркое название своему сочинению. Кобрин отмечает, что в своей книге он пытается проанализировать отношение к богатству и деньгам, а также социальную роль женщин и особенности британского имперского сознания того времени.
Стилистический анализ в книге Кобрина носит нетотальный характер: внимание автора привлекают разрозненные замечания по тому или иному поводу, а также ошибки переводов и помарки. Нередко Кобрин, преследуя какое-то слово, проводит целое расследование. В некоторых случаях даже составляет обвинительный акт, например, как в случае с «bohemian» в произведении «Скандал в Богемии».
Писатель отслеживает параллели с позднесовестким миром своего детства и пытается сблизить стилистику своих воспоминаний со стилистикой рассказов о Шерлоке Холмсе. Писатель отмечает, что «позднесовесткий мир» его детства был в определенной степени похож на Викторианскую эпоху следующими своими чертами:
- Иллюзорной устойчивостью;
- Ханжеством;
- Инерцией;
- Надежной рутиной.
Писатель нарушает хронологию, встраивает в текст современные гаджеты. Он любит логические парадоксы и объясняет наличие избыточных сведений о британской жизни и истории любовью к новой среде своего обитания. При этом, как отмечают критики, Кобрин становится дерзким, путается там, где необходимо быть точным и аккуратным. Книга «Шерлок Холмс и рождение современности: деньги, девушки, денди Викторианской эпохи» - это записная книжка, которая составлена из мимолетных и продуманных, иногда забавных, а иногда просто любопытных наблюдений.
«На руинах нового: эссе о книгах»
В книге «На руинах нового: эссе о книгах» К. Кобрин продолжает разрабатывать сюжеты, которые знакомы читателю из произведений «Шерлок Холмс и рождение современности», ««Modernité в избранных сюжетах»:
- Актуальность «малых» авторов для большой культуры;
- Исторические границы понятий современности и модерна;
- Жизненные стратегии известных интеллектуалов и т.д.
Однако книга не сводится к самоповторам. Автор подчеркивает, что в сборнике он подводит общие итоги своего исследования разных аспектов модернистского проекта.
В книге «На руинах нового: эссе о книгах» Кобрин постоянно возвращается к таким авторам, как Пруст, Манн, Борхес, Кафка, А. Пятигорский, Набоков, Джойс, Л. Гинзбург.
Открывается книга не типичным для Кобрина очерком о древнекитайском поэте Тао Юаньмине. В стихах китайского поэта писатель видит принципиально важную практику самоотчуждения, которая необходима для сторонней рефлексии. Юаньмин находится в пространстве, которое отделяет индивидуальность от общества, время – от истории, дом – от природы. Этот зазор оказывается идеальной позицией для наблюдателя. Эссе о Юаньмине оказывается установочным для всей книги Кобрина.
Подобная позиция позволяет К. Кобрину погружаться в какую-либо эпоху или выныривать из нее и смотреть отстраненно. Это помогает ему безошибочно определять смысловые разрывы, которые существуют между отдельными культурными феноменами и историей.
Формальный повод для написания эссе – какая-либо книга, но именно «литературность» практически не обсуждается Кобриным в этом сборнике. Тексты писателя можно назвать культурологическим комментарием. При этом автор обращает свое внимание не на значение и судьбу произведений, а на то, как текст резонирует с социальной и интеллектуальной реальность, особенно если это не было замечено современниками. Именно поэтому Кобрин говорит о важности внимательного, вдумчивого чтения книг, которые привыкли относить к детским. Кобрин раскрывает противоречивость произведения Ленина «Государство и революция», указывает на визионерство произведения В. Гнедова «Поэма конца», объясняет, что начало Первой мировой войны не оказало влияния на идею произведения Кафки «Процесс» и т.д.
В книге «На руинах нового: Эссе о книгах» Кирилл Кобрин ищет заброшенные памятники культурной эпохи модерна. Именно это и есть «руины нового».