Детство и юность
Русский писатель, критик, поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в Париже. Дмитрий был самым младшим из девяти детей, но тесные отношения поддерживал только со своим братом Константином.
Отец Мережковского воспитывал детей в простой обстановке, в их доме никогда не было каких-либо излишеств. Таким образом, родители заранее отучали своих детей от стремления к роскоши и мотовству. Во время отъезда родителей дети оставались со старой няней и немкой-экономкой. Няня перед сном рассказывала маленькому Дмитрию Мережковскому сказки, которые были основаны на жизни святых. По мнению биографов, именно эти рассказы няни и стали причиной чрезвычайной религиозности Мережковского. Кроме этого, на становление поэта повлияло и чувство одиночества, которое он испытывал с юных лет. Одиночество впоследствии находило свое проявление в произведениях Мережковского.
В 1876 году Дмитрий Сергеевич поступил в Третью классическую гимназию в Санкт-Петербурге. Отец Мережковского, который интересовался поэзией и прозой, оценил успехи сына в стихосложении, и воспользовавшись своим знакомством с Графиней С. А. Толстой, привел Дмитрия к Михаилу Достоевскому для того, чтобы писатель смог оценить литературный талант юного Дмитрия Сергеевича.
Впоследствии в своей «Автобиографической заметке» Мережковский писал, что сильно волновался во время прочтения своих произведений. А Достоевский, после того, как дослушал его до конца, сказал, что материал очень слабый и сырой, и для того, чтобы писать шедевры, нужно познать страдание и непонимание.
В 1884 году Дмитрий Сергеевич поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Во время обучения в университете Мережковский сильно увлекся позитивистской философией, интересовался французской литературой. Четыре года спустя Д. С. Мережковский защитил дипломное сочинение о Монтене и окончил университет. После этого он решил заниматься исключительно литературной деятельностью.
Литературная деятельность Мережковского
Дебют Мережковского в литературе состоялся в 1880 году. Тогда в журнале «Живописное обозрение» были опубликованы его стихотворения «Осенняя мелодия» и «Тучка».
Первая книга Мережковского «Стихотворения» была издана в 1888 году в Петербурге, а в 1892 году был опубликован сборник «Символы (Песни и поэмы)». Год спустя была издана брошюра Дмитрия Сергеевича «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
1899 год стал переломным для Мережковского. В своих трудах он часто обращался к религиозным темам. В 1901 году Зинаида Гиппиус подала писателю идею о создании философско-религиозного кружка, где представители интеллигенции могли обсуждать интересующие их вопросы.
Первая трилогия «Христос и Антихрист» Мережковского принесла ему популярность.
В 1906 году Мережковский вместе со своей супругой Зинаидой Гиппиус решил поехать во Францию, где выпустил труд «Царь и Революция», написанный совместно с Гиппиус и Философовым. В это же время Мережковский начинает работать над трилогией «Царство Зверя», посвященной русской истории 18-19 столетия.
Первая часть этой трилогии «Павел I» была опубликована в 1908 году. За это произведение Мережковского чуть не посадили под арест. Вторая часть трилогии «Александр I» была издана в 1913 году, а последняя часть «14 декабря» была опубликована в 1918 году.
В 1909 году Мережковский выпустил четвертый сборник своих стихотворений «Собрание стихов». Спустя несколько лет был опубликован еще один сборник под названием «Было и будет: Дневник 1910-1914», а также исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».
Февральскую революцию 1917 года Мережковский приветствовал как способ покончить с войной. Он считал, что установление демократии обеспечить возможность для развития идей свободы, включая свободу религиозную. Мережковский не входил ни в одну политическую партию, но при этом контактировал со всеми, кроме социал-демократической.
Октябрьские события Мережковский не одобрял, они вызывали у него яростный протест. Писатель говорил о произошедшем, что это разгул хамства и воцарение народа-Зверя, который смертельно опасен для всей мировой цивилизации.
В декабре 1919 года Мережковский с супругой уезжают из Петрограда в Минск, где привлекают внимание польской шляхты. Супруги опубликовали в минской газете «Минский курьер» антибольшевистские статьи и прочитали несколько лекций.
В июне 1920 года Мережковский опубликовал призыв к русским людям, где призывал присоединиться к польской армии и поддержать ее.
Осенью 1920 года Мережковские переехали в Париж, где Дмитрий Сергеевич организовал антибольшевистский «Религиозный союз».
Самыми известными произведениями Мережковского в 20-30 годы, пользовавшиеся популярностью у читателей, были:
- «Тайна Запада: Атлантида-Европа»
- «Рождение Богов»
- «Наполеон»
- «Франциск Ассизский
- «Иисус Неизвестный»
- «Данте»
- «Мессия»
- «Павел и Августин».
Последние годы жизни
В июне 1936 года итальянский диктатор Муссолини несколько раз встретился с Мережковским для беседы об искусстве, литературе политике. Мережковский во время этих встреч убеждал диктатора о необходимости начала войны с Советской Россией. А летом 1941 года, после того, как Германия напала на Советский Союз, Мережковский выступил на немецком радио, где произнес речь. В этой речи Мережковский говорил о том, что Германия совершила подвиг, начал Святой Крестовый поход против большевизма. Он говорил, что Гитлер призван спасти весь мир от власти дьявола.
Узнав об этом выступлении, Гиппиус была напугана и сказала, что это конец. Такого сотрудничества с фашистами Мережковскому не простили, и он был подвержен остракизму.
9 декабря 1941 года Дмитрий Сергеевич Мережковский скоропостижно умер от кровоизлияния в мозг.
Дмитрий Сергеевич Мережковский был одним из родоначальников модернистского движения в российской литературе конца 19 века.
Ранние произведения Мережковского не особенно примечательны на общем поэтическом фоне, однако их отличает большая забота о форме стиха, о языке. Поздние стихотворения Мережковского отличаются от произведений его современников точностью и изящностью слога.