«Сибирская литература» - это один из составных элементов общерусской литературы.
Сущность понятия «сибирская литература»
Впервые термин «сибирская литература» был употреблен в книге Г. Кенига «Литературная карта России», написанной в 1837 году совместно с русским литератором Н. Мельгуновым. Авторы под «сибирской литературой» подразумевали литературу, созданную сибиряками, и видели в ней один из элементов общерусской литературы.
Г. Кениг считал, что родоначальником сибирской литературы является прозаик и издатель, уроженец Иркутска, Н. Полевой. Но проблема «сибирской литературы» стала актуальной лишь в 1860-х годах в связи с развитием сибирского областничества, которое было оппозиционно настроено к российской метрополии. Г. Потанин, лидер областников, считал, что «сибирская литература» в рамках «культурного сепаратизма» должна противостоять общерусской литературе, вырабатывая свои формы и методы.
Влияние таких тенденций отозвалось и в начальный период становления советской литературы в Сибири. Однако крупные литературоведы, например, М. Азадовский, считали, что «сибирская литературы» не имеет ничего общего с политическим областничеством, что это исключительно историческое понятие.
Исследователи видели в «сибирской литературе» только «участок общественной литературы», который на краевом материале отображает общий путь ее развития.
Поэтому, по мнению М. Азадовского, изучать «сибирскую литературу» следует как «историю сибирской темы в русской литературе», как «историю местного литературного движения».
Литературоведы 1970-х годов в целом разделяли взгляды Азадовского и рассматривали «сибирскую литературу» в русле общерусского процесса как художественную систему, связанную с общими для России закономерностями литературного и социального развития. При этом они делают принципиальное уточнение: литература края или области является частью национальной литературы, представленной художниками, тесно связанными с жизнь этого края и участвующими в местном литературном движении. Поэтому понятие «сибирская литература» в себя включает в первую очередь то, что создавалось писателями-сибиряками в Сибири.
Некоторые современные исследователи стали подменять это понятие «сибирским текстом».
«Сибирский текст» - это тематический пласт, связанный с сибирскими реалиями, которые нашли отражение в общерусской и региональной литературе в ряде мотивов и сюжетов.
Таким образом, вопросы о том, что следует понимать под «сибирской литературой» вызывают споры и сегодня. Неоднозначно мнение исследователем и по поводу того, можно ли рассматривать «сибирскую литературу» как самобытное и самостоятельное явление.
Ключевая фигура сибирской литературы
Сибирь – не просто один из регионов России, не сумма краев и областей, связанных общим местоположением. Сибирь имеет свои географические, климатические, природные, исторические, геополитические, национальные, экономические особенности существования и развития. Это удивительный, неповторимы край с неиссякаемыми возможностями.
Русские первопроходцы на своем пути в Сибири встречали разноплеменное население аборигенов, которые имели свои признаки национальной культуры: язык, обряды, традиции, жизненный уклад, фольклор. Совместное существование русских людей с коренными сибирскими народами не могло пройти бесследно: в произведениях многих писателей слышны национальные мотивы.
Как известно, главным предметом литературы является человек. Сибирь с ее особой климатической, географической и природной спецификой сформировала особый тип личности, который во многом отличается от жителя средней полосы России многими качествами: крепостью духа, упорством, жизнестойкостью, способностью противостоять стихии и трудностям. Отдельно следует отметить вольнолюбие сибиряков, унаследованное от их предков – и тех, кто присоединял «Сибирское царство» к государству Российскому, и тех, кто бунтуя против притеснений, борясь за счастье народа, шел на каторгу. Именно вольнолюбие стало сквозным мотивом сибирской литературы, а рассмотренный выше человеческий тип – ключевой фигурой произведений. Все это на вопрос, существует ли «сибирская литература», позволяет ответить однозначно – существует. Она в себя включает и то, что создано сибирскими писателями, и то, что называется сибирской темой в русской литературе. Сибирская тема была очень популярной в творчестве многих авторов, чья жизнь прошла за пределами Сибири.
Русская литература Сибири в целом остается в русле общерусского литературного процесса и представляет собой самобытное, самостоятельное явление. Это красноречиво подтверждается творчеством писателей-сибиряков всех поколение – от П. Ершова и П. Сумарокова до прозаиков и поэтов современности.
Особенности развития сибирской литературы в 18-19 веках
Возникновение сибирской словесности, ее первые шаги происходили под знакомом древнерусской литературы. Ее традиции в Сибири оказалось более прочными, чем в Центральной России, где к середине 18 века уже утвердился классицизм в лице М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского. Внимание сибиряков в этот период все еще привлекали такие жанры:
- летописные повести;
- летописи;
- сказания о чудесах;
- жития и т.д.
Это было во многом обусловлено особенностями состава населения Сибири, в котором не было дворянства (за исключением ссыльных). Почти до конца 18 века здесь ключевые позиции в обществе принадлежали духовенству. В Центральной России в это время пути культурного и политического развития определяло дворянство.
К концу 18 века литература Сибири оставалась рукописной. В Центральной России в это время уже работали печатные станки, а в Сибири не было ни одной типографии. Только в конце 18 века сибирская словесность стала обретать черты литературы в современном понимании. Повороту читательского внимания в сторону современников (А. Сумарокова, Г. Державина, Н. Новикова) способствовали появление в Тобольске и Иркутске пьес Д. Фонвизина и создание публичных библиотек.
В начале 19 века Сибирь жила теми же социальными надеждами, что и вся Россия. Поэтому в сибирской литературе наблюдались такие процессы, характерные для всей русской литературы. однако сибирская литература развивалась по-своему, так как условия, в которых шла сибирская жизнь, сильно отличались от столичных. В Сибири практически отсутствовала литературная борьба. Широкую популярность в начале 19 века имела рукописная публицистика, которая была своеобразной формой общественного протеста, а также анекдоты и сатирические стихи. Появился такой оригинальный жанр, как «донос». Только жалобы в столицу могли остановить беспредел наместников-сатрапов. Иной раз эти жалобы были написаны с таким словесным искусством, про перерастали свое назначение, переписывались и превращались в произведения рукописной литературы.
Интерес к романтизму в литературе Сибири возник только после Отечественной войны 1812 года. наиболее значительные произведения романтической поэзии были созданы в 1830-х гг. (поэмы и стихи А. Кузьмина, Ф. Бальдауфа, П. Ершова).