Эпиграмма – это небольшое сатирическое стихотворение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретное лицо.
Вольнолюбивая лирика раннего периода творчества П. А. Вяземского
Первое произведение П. А. Вяземского появилось в печати в 1808 году. Период с 1808 по 1810 гг. принято определять как первый период в творчестве поэта. Для П.А. Вяземского проблемы вхождения в литературу никогда не существовало. Друг и почитатель Батюшкова, Жуковского, Дмитриева, воспитанный в семье Н. М. Карамзина и относившийся к нему с глубоким уважением, Вяземский ни разу не сказал против него ни единого слова, даже разойдясь во взглядах. Вяземский, активный сторонник «Арзамаса», пишет в жанровых и стилевых формах карамзинской школы. Но поэт не сумел себя проявить ни в одном из ключевых жанров русской поэзии.
Ранние стихи Вяземского относятся к жанрам «легкой поэзии»: альбомные стихи, эпиграммы, дружеские послания, куплеты.
Лирический герой произведений Вяземского в этот период творчества – эпикуреец, который мирно наслаждается своим уединением и прелестями мирного существования на лоне природы.
Он пишет и литературные сатиры, направленные против литературных врагов «арзамасцев» и самого Карамзина.
В 1817 году П.А. Вяземский реализует проект нового литературно-политического журнала. Для решения новых задач он ищет особые пути развития своего творчества. Важным свойством поэзии П.А. Вяземского является публицистичность. По его мнению, поэзия должна быть злободневной, а вдохновение поэту следует искать в газетах.
В 1820-х годах Вяземский по преимуществу поэт-сатирик и поэт-публицист. Его стихи чаще всего были известны по спискам, так как цензура их не пропускала. В 1820 году поэт был одним из тех, кто подал царю записку, в которой говорилось о необходимости освобождении крестьян. В том же году поэт пишет вольнолюбивую оду «Негодование». Это произведение – протест против деспотической самодержавной власти и крепостного гнета.
Ведущий пафос произведений Вяземского – гражданский.
Сатирические произведения Вяземского
В своих произведениях поэт обращается к традициям русской поэзии 18 века, к гражданским одам Радищева и Державина. Для «высокой» гражданской поэзии характерна приподнятая одическая лексика. Использование архаизмов подчеркивает значительность темы, которую в своей поэзии развивает Вяземский.
Широко известны политические сатиры П. А. Вяземского. Поэт, продолжая традицию сатирических жанров, созданную поэтами 18 века, насыщает сатирическим содержанием свои стихотворения (например, «Волнение», «Сибирякову». Пишет Вяземский и куплеты, но сатирические. Например, к этому жанру принадлежит самая яркая сатира Вяземского «Русский бог». Это стихотворение, известное по многочисленным спискам, впервые было опубликовано А.И. Герценом в Лондоне в 1854 году.
Для сатирических куплетов характерной является активная авторская позиция. Установка на осмеяние злободневных явлений, общечеловеческих пороков в стихотворениях П.А. Вяземского получает художественное наполнение.
Сатирические куплеты в творчестве поэта встречаются лишь на раннем этапе его творчества. Впоследствии поэт иногда обращается к этому жанру, но в более поздних стихотворениях нет поэтической рефлексии.
Если Вяземский в ранний период своего творчества опирался на опыт, который был наработан жанровой поэтической традицией рубежа 18-19 столетий, то поэтическая рефлексия поздних периодов творчества демонстрирует индивидуально авторские решения.
Палестинская лирика П. А. Вяземского
В 1850 году Вяземский совершил поездку в Иерусалим. В своем дневнике поэт отразил впечатления от этого путешествия. Дневник был издан в 1883 году. Воспоминания о Палестине легли в основу следующих стихотворений:
- «Иерусалим»,
- «Одно сокровище»,
- «Палестина»,
- «Чуфут-Кале»,
- «Александру Андреевичу Иванову»,
- «Памяти Авраама Сергеевича Норова».
Эти стихотворения связаны общностью мировосприятия, темы, духовной традиции и часто рассматриваются как «палестинский цикл». В этих произведениях Вяземский воссоздает художественный образ Палестины, размышляет о человеческой жизни и духовном смысле истории.
Воссоздавая образ Палестины, поэт включается в традицию «паломнической литературы», существовавшую в 19 веке и представленную сочинениями Р. Шатобриана, Мишо и Пужула, А.Н. Муравьева, Д.В. Дащкова, А. С. Норова. Эта форма в себе соединяла традиции средневекового хождения, духовной публицистики, интеллектуальной прозы и исповедальной литературы. В этих произведения поднимались богословские, историко-религиозные, нравственно-религиозные проблемы.
«Палестинская» лирика и «палестинский» дневник Вяземского сближаются общностью темы, а также манерой авторского воплощения в тексте, где исповедальность и автобиографизм являются главными принципами.
Но «палестинская» лирика от дневниковых записей отличается высокой степенью духовной цельности авторского взгляда. В «палестинских» стихах П.А. Вяземского раскрывается духовный опыт встречи человека со Святой Землей, а также глубина духовно-религиозных исканий автора. Вяземский не писал стихи «на общие задачи», он писал о том, что «на уме и на сердце».
В стихотворениях поэтический образ Святой Земли создан из предметно-изобразительных деталей национального, конкретно-исторического, социально-психологического характера, которые создают изобразительно наглядную и реалистическую картину. Автор, создавая пейзаж Палестины, обращает внимание на не типичные для российского пейзажа характеристики.
Значимый элемент в создании поэтического образа Палестины – колористика, которая обнаруживает символические и реальные значения. Вяземский обращает внимание на золотистость палестинских ландшафтов. Символическое значение «золотого» связано с храмовым искусством, в котором «золото» и символизирует Божественное начало.