Лирический герой – это биографически и психологически очерченный носитель переживания, выражаемого в лирике.
Лирическая система Есенина
Впервые термин «лирический герой» был введен в 1921 году Ю. Н. Тыняновым.
Под этим термином понимается художественный двойник автора-поэта, который возникает из текста лирических композиций как жизненная роль, четко очерченная фигура, обладающая индивидуальностью судьбы, определенностью, а также психологической отчетливостью внутреннего мира.
Образ лирического героя в лирической системе Сергея Есенина отличается чрезвычайной эмоциональностью, противоречивостью, ему свойственный нежнейшие, тончайшие движения души, и одновременно с этим – слава хулигана и скандалиста. Лирический герой Есенина близок к самому поэту. В его творчестве, как в творчестве многих поэтов, он не просто тесно связан с автором мироотношением, духовным и биографическим опытом, манерой речи, но очень часто он оказывается от него неотличимым. Именно это качество является родовой особенностью лирики. То есть лирика в основном автопсихологична.
Поэзия Сергея Есенина является одной из самых автопсихологичных и автобиографичных в отечественной литературе. Практически все произведения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Об этом говорит и сам Есенин: "Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах"
Поэт родился в деревне, там же прошло и все его детство – он рос в мире природы и поэтому все природное ему особенно дорого. Затем он уезжает в город, отрывается от своей «малой родины» и оказывается в «чужом мире». Яркий, многоцветный мир поэзии Сергея Есенина тускнеет. В поэзии Есенина практически нет городских пейзажей. Поэт не находит себе места в городе и мечтает возвратиться обратно. Попытка измениться самому, как-то приспособиться к большому и чужому миру приводит к кризису веры.
Все творчество Есенина – это лирический автобиографический роман. Героем этого романа является образ Поэта, причем поэта мира «деревянного», древнего, деревенского. Трагедия Сергея Есенина – это трагедия русского человека, который вобрал в себя и выразил поэтически народные представления об «Инонии», идеальной стране мужицкого счастья. Но когда обнажился утопический характер этой мечты, наступил кризис веры, и жизнь стала казаться бессмысленной. В стихах Есенина часто звучит мотив смерти, и по мере приближения поэта к трагической развязке его жизни он усиливается. Можно утверждать, что источник драмы лирического героя Есенина лежит в психологической сфере, «мифотворческой», в то идеальном для поэта образе России, который не сумел выдержать испытания суровой действительностью.
Лирический герой Есенина
Лирический герой Сергея Есенина отличается стихийностью и противоречивостью в проявлении чувств. Он возбуждал противоречивые чувства в других и сам постоянно испытывал противоречивые страсти. Есенин – поэт удали и безоглядности, максимализма и бескомпромиссности. Для его лирического героя, как и для него самого, характерны неостуженность суждений, образов и оценок, бескомпромиссность. Душа для поэта – это безбрежное поле. Если он испытывает тоску, то она «разгульная», если чувства – то «буйные». Широта души Есенина, его предельная открытость, щедрость, с которой он разбрасывал сокровища своего сердца, всегда ставили его в беззащитное положение. Лирика последних нескольких лет жизни – это пример колоссальных творческих усилий, по своей природе трагических, которые были направлены на преодоление духовного кризиса, духовной драмы.
Соприродность поэтического творчества является отличительной чертой поэтического мышления Сергея Есенина. Его лирический герой растворяется душой в мире природы, обретает здесь гармонию. Его невозможно представить вне мира природа, в таком мире ему будет неуютно и холодно. Поэтому природные образы занимают так много места в лирике Есенина.
Часто чувства лирического героя Есенина полярны, в его душе идет борьба противоречивых начал. Есть только крайности и нет середины. Такие бесконечные противоречия являются отражением противоречивой сути русского характера.
Реакцией Есенина на революционные события стали «маленькие поэмы», носившие богоборческий, бунтарский характер:
- Марфа Посадница;
- Микола;
- Русь;
- Ус;
- Певущий зов;
- Товарищ;
- Отчарь;
- Октоих;
- Пришествие;
- Преображение;
- Иорданская голубица;
- Инония;
- Небесный барабанщик;
- Пантократор;
- Кобыльи корабли;
- Сорокоуст;
- Исповедь хулигана;
- Возвращение на родину;
- Русь советская;
- Русь бесприютная;
- Русь уходящая и т.д.
Однако отношение поэта к ним было особое. Он довольно быстро забыл об этом прославлении переворота, отказался от абстрактно-религиозной образности, которая напоминала о Маяковском и об Андрее Белом, перешагнул через нее.
От инока к хулигану
Но в художественном мире поэта происходят и дальнейшие изменения. Мир деревенского мифа, так тщательно и с такой любовью создававшийся, вдруг оказался прошлым.
Деревянной, голубой, березовой Руси приходит конец, а эпитет златой переносится на совсем другой, уже враждебный хронотоп: «Золотая дремотная Азия /Опочила на куполах».
В сборниках «Москва кабацкая» и «Исповедь хулигана» появляется образ страшного, враждебного города с изогнутыми улицами и мрачными кабаками. Сюда не проникает солнечный свет, здесь «пьют, дерутся и плачут», дребезжит гитара и визгливо поет гармоника, любовь здесь продажна и надрывна.
Мирный пастух и тихий инок исчезают из стихов Есенина, вместо них возникает другой образ поэта – скандалиста и хулигана, которой бесцельно и мучительно прожигает жизнь.
Стихи «Да! Теперь решено. Без возврата», написанные в 1922 году, лишь отчасти опираются на реальную биографию Есенина, однако они принесли ему скандальную известность. Хулиган стал гораздо более известен, нежели московский имажинист или рязанский Лель.
В поэзии Есенина принято выделять «природные циклы», каждому из которых соответствует цветовой колорит:
- «голубой период», весна – поэзия 1913-1914 годов;
- «розовый период», лето - 1916 год;
- «желтый период», осень - 1923-1924 годы;
- «черно-белый период», зима – вторая половина 1925 года.