Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личная жизнь Дмитрия Мережковского

Определение 1

Д. Мережковский – выдающийся философ, мыслитель, поэт Серебряного века.

Ранние годы

В семье Мережковских родилось шестеро сыновей и три дочери, Дмитрий был самым младшим. Его отец занимал высокие должности государственной службы, в том числе при Дворцовой конторе Александра II. Мать занималась домом и детьми.

Обстановка в доме была строгой. Детей не баловали излишествами, стремясь воспитать их порядочными людьми, для которых богатство мало что значит. Впечатлительному Мите был близок по духу только один из братьев, Константин. Когда родители уезжали из дома, они оставляли детей под присмотром экономки и няни – женщины преклонных лет, которая перед сном рассказывала сказки, а также истории о житии святых. Эти незабываемые впечатления из детства позже легли в основу творчества поэта, писателя, литературного критика, переводчика, историка, религиозного философа, основателя символизма, каковым стал впоследствии Д. С. Мережковский.

10-летний мальчик был принят в классическую петербуржскую гимназию. Его отец, интересовавшийся литературой, первым заметил поэтический талант сына. Воспользовавшись знакомством с графиней Толстой, глава семьи попросил ее об аудиенции с самим Федором Михайловичем Достоевским. Позже в «Автобиографической заметке» Мережковский вспоминал, что от волнения озвучивал свои опусы, заикаясь. Писатель же, дослушав до конца, заметил, что материал сырой и слабый, и чтобы стать мастером слова, нужно узнать, что такое страдание и непонимание.

В 18 лет Митя поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Его увлечением в студенческие годы стали философия и произведения писателей Франции.

Успешно окончив университет, Мережковский принял решение заняться литературой.

Во время студенческих каникул Дмитрий отправился в поездку по Волге, познакомился с основателем религиозного учения Сютаевым. Потом были путешествия по многим российским губерниям, юноша подумывал даже поселиться в глубинке и стать учителем.

«Личная жизнь Дмитрия Мережковского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Литературная супружеская чета

Несмотря на любовные увлечения в молодом возрасте, единственной женой и верной спутницей поэта стала выдающаяся поэтесса З. Гиппиус.

«Дьяволица с русалочьими глазами» - так называли Зинаиду Гиппиус в узком кругу. Дмитрий Мережковский познакомился с ней в Боржоми, когда путешествовал по Кавказу. Это была необычная пара. Совсем скоро оба почувствовали, что одинаково смотрят на миропорядок, на творчество и проблемы в обществе. После свадьбы молодые переехали в Петербург.

Они прожили в браке 52 года. Всегда были вместе, дружно обсуждали творческие планы, имели общих друзей в литературных кругах.

Их объединяли не просто брачные узы, не просто любовь и привязанность. Супруги выступали единомышленниками, они по-новому смотрели на искусство, смысл жизни, место человека в мире, религию и веру. В частности, они провозглашали необходимость обновления веры. В своем древние Гиппиус писала:

«Мы после того долго об этом говорили, и выяснилось для нас следующее: Церковь нужна, как лик религии евангельской, христианской, религии Плоти и Крови. Существующая Церковь не может от строения своего удовлетворить ни нас, ни людей, нам близких по времени.»

Они провозглашали идею Вселенской Церкви Богочеловечества. В своем понимании будущего человечества чета во многом основывалась на учение итальянского философа-монаха И. Флорского, который полагал, что наступление новой эпохи станет периодом наступления Царства Свободы, когда историческое христианство начнет свое новое существование по новым правилам.

Разумеется, для того, чтобы наступила новая эра, должна быть закончена текущая. Продолжая эту тему Мережковские полагали, что в момент кончины мира, Логос, разум воплотится не в отдельном, определенном человеке, пусть даже сыне Божьем, но во всем человечестве, превращая его в Преображенное. Сам исторический процесс семейная пара интерпретировала как смену религиозных эпох.

Революцию, произошедшую в феврале 1917 года, они встретили с восторгом, полагая, что наконец-то будет окончена война и в стране установится демократия. Но произошедшие события октября того же года, когда к власти пришли большевики, вызвали негативную реакцию. В 1919 году чета Мережковских эмигрировала во Францию.

В социализме они видели опасность, полагая, что

«Социалист-христианин страшнее социалиста безбожника.»

Непосредственно с революционными событиями связана и тема насилия, которая занимала важнейшее место в размышлениях супружеской пары. Как писала Гиппиус:

«Совершенно естественно, что темой наших разговоров сделался вопрос "о насилии"»

В основании собственного понимания природы насилия в кризисные периоды исторического развития пара видела следующие положения:

  1. Само насилие у Мережковских ассоциировалось с государственной властью, воспринималось как олицетворение последней.
  2. С позиций «нового религиозного сознания», провозглашаемого Мережковскими, все общественные формы, существующие в современном обществе, в той или иной степени были связаны с насилием государства над личностью.
  3. Идеальным же должно стать общество, полностью избавленное от насилия, царство свободы и любви.

В то же время супруги осознавали, что конкретная общественно-политическая ситуация не предрасполагала к идеализации общества и роли государства, что проблема насилия требует своего коренного пересмотра. Тема насилия поднимается:

  • Мережковским в лекциях «О насилии» и публикации «Бес или Бог?»;
  • Гиппиус в статьях Революция и насилие», «Тоска по смерти».

В этих трудах нашли своё отражение мучительные поиски, которыми сопровождались попытки Мережковских решить проблему возможности оправдания революционного насилия. Важно добавить, что именно статья Гиппиус «Революция и насилие» была положена в основу лекций Мережковского «О насилии».

Таким образом, несмотря на драматизм исторического периода, на многочисленные потрясения и коренные перемены, на революцию и эмиграцию, Мережковский был счастлив в личной жизни. Ему удалось встретить не просто жену, но соратника, верного спутника жизни. Пару объединяла не только любовь, но общие взгляды на природу искусства, творца, общества, революции и насилия. Труды, создаваемые одним из творческих деятелей, перекликались, становились основой для творчества другого, благодаря чему русская и мировая философская мысль обогатилась новым содержанием.

Дата последнего обновления статьи: 03.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot