Лицей в жизни А. С. Пушкина
Государственный реформатор М. М. Сперанский задумал Царскосельский лицей как школу, в которой воспитанники за короткое время получали бы и гимназическое, и университетское образование. Предложенная Сперанским программа линейного образования отличалась свободомыслием и европейской широтой. В учебном заведении предусматривалось изучение самых разных наук. В числе приглашенных преподавателей были А. П. Куницын, А. И. Галич. По замыслу основателя лицея, выпускники должны были стать государственными служащими высокого ранга.
А. С. Пушкин поступил в лицей в 1811 году. Сюда его привез дядя – В. Л. Пушкин, который был лично знаком с М. Сперанским. На момент поступления в лицей Пушкину было всего двенадцать лет. Учебное заведение было закрытым, родителям было позволено лишь изредка навещать воспитанников. День в лицее был насыщен занятиями, и не все из них приносили будущему поэту радость. В лицее не допускались телесные наказания, но порядки были крайне строгие. Поэт сравнивает Царскосельский лицей с монастырем, а образ жизни в лицее – с монашеским.
Как и многие школьники, Пушкин хотел скорее стать самостоятельным, взрослым, вырваться на свободу. Но именно в лицее Александр Сергеевич почувствовал себя поэтом. В Лицее царила атмосфера любви к поэзии и к литературе в целом. Товарищи поэта, особенно Дельвиг, Яковлев, Кюхельбекер, Корсаков, сами сочиняли эпиграммы, издавали рукописные журналы. Увлечение общим делом и совместные переживания создали у лицеистов ощущение братства и родства. Это становится особенно важным с годами, когда все обиды и трудности за время, проведенное вместе, забываются, и лицейские годы поэтом воспринимаются как счастливое, беззаботное время детства.
Свои первые стихотворения лицейского периода поэт посвятил теме дружбы. В 1814 году он написал произведение «К другу стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.
В традиции тех дет были стихи-послания.
Послания Пушкина-лицеиста были обращены ко всему «лицейскому братству» и самым близким друзьям:
- В. Кюхельбекеру,
- И. Пущину,
- А. Дельвигу,
- И. Малиновскому.
В названиях стихотворений того периода часто встречаются слова «товарищи» и «друзья». Преданность друзьям, чувство товарищества, верность братским узам – эти качества в Пушкине воспитал Царскосельский лицей, где поэт обрел верных, искренних, настоящих друзей. Для Пушкина дружба всегда была силой, объединяющей людей в крепкий союз на всю жизнь.
Лицейские друзья А. С. Пушкина: А. Дельвиг, И. Пущин, В. Кюхельбекер, И. Малиновский
А. Дельвиг очень рано стал писать стихи, первым из лицеистов начал печататься. Он еще в детстве не только определился в приоритетах, но и твердо знал о своем предназначении. Дельвигу принадлежит первый печатный отзыв об А. С. Пушкине, который тогда был еще неизвестен читающей публике. И именно Дельвиг в своем стихотворении «Пушкину», написанном в 1815 году, предсказал другу великое будущее. А. Дельвиг был знатоком русской литературы и талантливым рассказчиков. В истории, выдуманные им, верили не только воспитанники лицея, но и взрослые. Пушкин для Дельвига был самым большим авторитетом. В свою очередь, Пушкин всегда прислушивался к мнению друга, особенно в вопросах литературы. Дельвигу Александр Сергеевич посвятил следующие стихотворения:
- «Послушай, муз невинных»,
- «Любовью, дружеством и ленью»,
- «Блажен, кто с юных лет увидел пред собою»,
- «Се самый Дельвиг тот…»,
- «Прими сей череп, Дельвиг»,
- «Мы рождены, мой брат названый» и т.д.
Вклад Дельвига в признание Пушкина как поэта сложно переоценить. Именно по его инициативе в 1814 году в «Вестнике Европы» было напечатано стихотворение А. С. Пушкина «К другу-стихотворцу».
И. Пущин происходил из родовитой дворянской семьи. В лицее у него со всеми были хорошие отношения. Открытый характер, готовность прийти на помощь, честность, прямодушие и бескорыстие привлекли вспыльчивого, ранимого лицеиста Пушкина. С течением времени друзья стали расходиться во взглядах, но оставались в постоянной дружбе. Пущину поэт посвятил многие стихи лицейского периода («Мое завещание», «К Пущину», «В альбом Пущину», «Пирующие студенты», «Воспоминание»). В этих произведениях чувствуются настоящая дружба и тепло отношений.
В. Кюхельбекер был предметом постоянных насмешек товарищей. Но из-за необузданно вспыльчивого и сумасбродного характера лицеисты его побаивались. Кюхельбекер буквально «бредил» поэзией. Он очень любил читать, «имел много таланта, много прилежания», отмечал Е. Энгельгарт. Именно Кюхельбекеру было посвящено первое опубликованное стихотворение А. С. Пушкина «К другу-стихотворцу». В этом произведении поэт подмечает главную черту характера друга – решительность и стремление идти до конца. «Мой брат родной по музе, по судьбам» - поэт так говорит о Кюхельбекере. Отдельные черты характера друга Пушкин впоследствии использовал при создании образа Ленского. В Кюхельбекере Пушкин ценил любовь к поэзии, широкую эрудицию и литературный вкус. Во взаимоотношения Пушкина с Кюхельбекером нашлось место и для дуэли, которая закончилась примирением.
И. Малиновского Пушкин назвал «повесой из повес». Малиновский был задиристым, вспыльчивым, горячим юношей, за что товарищи прозвали его «Казаком». Он старался держать себя в руках, укрощать свою пылкость, которая часто приводила к ошибкам и последующему раскаянию. Пушкин очень любил Малиновского. Пылкий, горячий нравом, но в то же время честный и добрый, он привлекал к себе Пущина, Пушкина и других лицеистов.
Для поэта лицейские друзья всегда были самыми близкими и самыми верными. Каждый из них воспринимался им как человек, связанный с ним судьбой. Пушкин помнил всех одноклассников, жил их тревогами и радовался их успехам. Лицейские друзья были и главными слушателями Пушкина. Многие друзья поэта признавали, что Пушкин больше и нежнее всех любил Дельвига.