История возникновения притчи
«Великий инквизитор» - это аллегорический рассказа Ивана Карамазова Алексею Карамазову на тему христианской свободы совести и свободы воли.
Притча содержит в себе изложение взглядов Ф. М. Достоевского на православие, католицизм и общество. «Легенда о Великом инквизиторе» занимает особое место не только в романе «Братья Карамазовы», но и в системе философских ценностей писателя. Сам Достоевский называл притчу «кульминационной точкой» романа.
Зрелый Ф. М. Достоевский не раз обращался к образу Христа, покинутого людьми, утратившими в него веру, и забытого. Первые попытки писатель предпринимал еще во время работы над произведением «Преступление и наказание», затем последовал роман «Идиот». Писатель в черновиках к роману «Идиот» начал впервые разрабатывать тему трех дьяволовых искушений Христа. Во время работы над «Подростком» и образом Версилова у писателя снова появляется мотив «игры с дьяволом» и «искушения Христа». В заметках 1875 года к роману «Подросток» есть записи «В Англии судили Христа» и «О трех дьяволовых искушениях», которые получили развитие в «Братьях Карамазовых» через четыре года.
Д. С. Мережковский отмечал, что от образа Версилова нити тянутся к поэме о Великом инквизиторе. В романе «Братья Карамазовы» мотив трех искушений получил окончательное оформление и стал ключевым элементом этой сложной философской притчи.
Л. П. Гроссман считает, что идея «Великого инквизитора» в сознании писателя зрела десятилетиями. На создание этой причти оказала влияние работа французского коммуниста-утописта Т. Дезами «Иезуитизм, побежденный и уничтоженный социализмом», а также работы петрашевцев «Иисус отвергает все искушения» и «Иисус перед военными судами». «Великий инквизитор, таким образом, восходит к его раздумьям 1840-х годов. В «Братьях Карамазовых» Достоевский с величайшим драматизмом показывает свое представление о бескомпромиссном, небывалом столкновении противоборствующих идей, которые в дискуссиях петрашевцев звучали вопреки суровым условиям николаевской реакции.
«Легенда о Великом инквизиторе» не сразу стала часть романа. Возможно, писатель первоначально планировал ее в качестве самостоятельного произведения или собирался ее включить в другую книгу. В декабре 1877 года писатель написал список будущих произведений:
- написать русского Кандида;
- написать книгу о Иисусе Христе;
- написать свои воспоминания;
- написать поэму «Сороковины».
Позднее первый, второй и четвертый замыслы стали частями романа «Братья Карамазовы», если не в полной мере, то хотя бы найдя в нем свое отражение. Поэма «Великий инквизитор» комментаторами академического собрания сочинений Ф. М. Достоевского рассматривается как ответвление замысла произведения об Иисусе Христе.
Идея человеколюбия в «Легенде о Великом инквизиторе»
Символика «Легенды о Великом инквизиторе» многопланова. На поверхности лежит обличение «антихристова» начала католицизма и современного социализма. По мнению Ф. М. Достоевского, Вавилонская башня, которую пытается воздвигнуть безбожный социализм, будет увенчана Римом. Но это нехристианское и несправедливое осуждение католичества является только внешним покровом религиозного мифа, под которым скрывается глубокое исследование метафизического смысла власти и свободы.
Писатель с удивительным мастерством изображает героя легенды – Великого инквизитора. Это не «мелкий бес», как Петр Верховенский, не пошлый безбожник. Великий инквизитор, старик-кардинал – величественная и трагическая фигура. Он отдал жизнь на самоотверженное служение Христу и на закате дней вдруг потерял веру. И это стало для Великого инквизитора глубочайшей трагедией. Не веря в Бога, он на себя берет обман и ложь, принимает это страдание из любви к ближним. Достоевский пренебрегает популярным оружием борьбы с атеизмом и не изображает героя извергом и злодеем. Великий инквизитор – мудрец, аскет, филантроп. Именно в этой концепции гениальное прозрение писателя. Антихрист выступает против Христа во имя любви к ближним – одного из заветов Христа. Он себя выдает за ученика Христа, за продолжателя его деля. Антихрист – это лже-Христос, а не анти-Христос. Идею Антихриста так же понимал и В. Соловьев. Он в своей повести «Три разговора» изображает Антихриста социальным реформатором и человеколюбцем.
В притче Достоевский представляет богоборчество в его демоническом величии. Герой поэмы отвергает заповедь любви к Богу, при этом становясь фанатиком заповеди любви к своему ближнему. Духовные силы, которые раньше он тратил на почитание Христа, теперь обернулись на служение человечеству. Однако безбожная любовь отражается в ненависть. Инквизитор, потерявший веру в Бога, должен потерять и веру в человека, так как эти веры неразделимы. Инквизитор отрицает бессмертие души, тем самым отвергая духовную природу человека. сразу же человек для него превращается в слабое, жалкое, подлое существо, а история человечества – в нагромождение страданий, злодейств и бедствий. И если человек – только земная тварь, «существа, созданные в насмешку», то для филантропа остается лишь одна цель – облегчить несчастным созданиям их жизнь, чтобы человек прожил мгновение своей земной жизни в покое и довольствии. Тогда Инквизитор устраивает «всеобщее счастье».
Иван Карамазов утверждает, что нельзя любить человечество без веры в Бога и в бессмертие. И Великий инквизитор это доказывает. Он начал с человеколюбия, а закончил превращением людей в домашних животных. Стремясь осчастливить человечество, Великий инквизитор отнял у него человеческое. Так, идея человеколюбия превратилась в идею «безграничного деспотизма». «Легенда о Великом инквизиторе» завершает дело всей жизни писателя – борьбу за человека.