Духовные искания - это нравственный путь, который человек проходит в процессе формирования личности.
Духовные искания А. Болконского
Лучшие герои Л. Н. Толстого не останавливаются в развитии, проходят сложный путь духовных поисков, падая, ошибаясь, меняя приоритеты, но несмотря ни на что продолжают искать свое предназначение.
Жизненный путь князя Андрея Болконского формируется из сложных поисков смысла жизни, разочарований, смены приоритетов, ценностей, надежд, побед. Впервые читатель сталкивается с князем в салоне Анны Шерер. Болконский уже тогда чувствует разочарование в пустой светской жизни, презирает никчемные светские беседы. Кумиром Болконского в этот период является Наполеон. Андрей накануне сражения под Аустерлицем признается себе, что хочет стать известным, ищет славы, как у французского императора. Во время битвы князь совершает подвиг. Когда же он раненый падает и, теряя сознание, видит над собой бесконечное, вечное, прекрасное небо, понимает всю бессмысленность гибели людей на войне и мелочность своего кумира. Теперь Наполеон кажется Болконскому ничтожным и маленьким.
Первый этап духовных исканий Болконского заканчивается разочарованием.
После этого князь решает, что лучше всего жить для себя, для своей семьи, заниматься воспитанием маленького сына, оставшегося без матери. Духовные поиски Болконского претерпевают изменения. Андрей не может избавиться от чувства вины перед женой за свое равнодушие. Князь чувствует разочарованность и подавленность.
Важным этапом на пути духовных поисков Андрея Болконского становится разговор с Безуховым. Князь сделал много полезного в имении Богучары – построил школы, больницы, улучшил жизнь крестьян, однако все равно он пока не видит смысла жизни. Пьер его убеждает, что нужно верить и любить. Итогом духовных поисков князя на этом этапе становится поездка в Отрадное, где он убеждается в правоте Пьера. Зазеленевший дуб становится для Андрея символом возрождения.
Так путь духовных исканий Болконского делает новый поворот. Андрей служит в Петербурге, участвует в реформах Сперанского. Но очень скоро героя снова постигает разочарование. Князь понимает, что Сперанский далек от нужд народа, увлечен больше самолюбованием.
К жизни Болконского пробудила любовь к Наташе. Именно в ней он находит идеал непосредственности, внутренней красоты, искренности. Но предательство Наташи, ее попытка бегства с Курагиным становится для князя сильным ударом. Разочарование в Наташе и жажда мести Анатолю мучают его.
После потери отца Болконский считает своим долгом быть на поле сражения. Во время Бородинской битвы он получает тяжелое ранение. Наташа ухаживает за раненым Болконским. Заключительный этап духовных поисков князя приходится на дни мучительных страданий от ран. Именно в это время он чувствует в сердце истинную христианскую любовь к людям, прощает Наташу и Курагина. Андрей постигает истину любви и понимает, что его жизнь прошла не зря.
Путь духовных поисков Пьера Безухова
Пьер Безухов является одним из любимых героев Л. Н. Толстого. Как и остальные герои, Пьер проходит свой путь духовных поисков, полный ошибок и проб. Впервые читатель знакомится с ним в салоне Анны Шерер. В этот момент Пьер представляется безвольным молодым человеком, нуждающимся в чем-либо руководстве и потому попадает под разные влияния – князя Болконского, Анатоля Курагина, князя Василия. Он не сразу понимает человеческую ничтожность Анатоля и Элен. Но Пьер чужд светского общества. Читателя этот герой покоряет силой интеллекта и бескомпромиссностью нравственных поисков. Искренние стремления Безухова усиливает встреча с масоном Бездеевым. Пьер радостно принимает масонство, так как он оказался в духовном тупике и не может для себя разрешить вопрос, что такое добро и что такое зло.
Именно в масонах он видит тех, кто способен ответить на эти вопросы и кто может установить твердые жизненные принципы. Правда для Безухова заключается в нравственном очищении. И именно оно необходимо герою. Этими представления Безухов делится с князем Андреем.
Переломным этапом жизни героя является его пребывание в плену и знакомство с Каратаевым. Общением с пожилым солдатом помогает Безухову прийти к цельности, простоте, согласию с самим собой. Наконец ему удается обрести спокойствие, к которому он так стремился. Он понимает, что человек создает для счастья и это счастье в нем самом. Пьер искал смысл жизни во многих вещах:
- в филантропии;
- в светской жизни;
- в масонстве;
- в вине;
- в подвиге самопожертвования;
- в любви.
Однако все эти поиски оказались тщетными.
Напряженный поиск смысла жизни, благородство, истинный патриотизм, естественность, честность, стремление к самоусовершенствованию делают Безухова одним из лучших людей того времени.
Духовные поиски Наташи Ростовой
Наташа Ростова является главным воплощением женщины в романе Толстого. На протяжении всего повествования Наташа находится в поиске своего настоящего счастья. Она ищет духовное прозрение, при этом не задумываясь над смыслом жизни, так как он для нее на протяжении жизни меняется. Подобная духовная эволюция, по мнению писателя, является одним и главных критериев человеческой воспитанности и нравственности.
По словам автора, Наташа Ростова является своеобразным идеалом семейного счастья. Она считала, что жизнь состоит только из праздника, а люди всегда находятся в гармонии с собой и миром. Наташа любит помогать другим.
Читатель наблюдает за формированием женского образа. По мнению Л. Н. Толстого, главное предназначение женщины состоит в том, чтобы стать лучшей матерью.
Наташа своим примером показывает, что нужно жить, радоваться жизни, не задумываясь об итоге, приносить радость и создавать вокруг себя доброту и тепло. Душа героини не сломлена никакими тяготами. Она намного сильнее завистливых, злых людей. А ее искренние чувства заставляют окружающих анализировать свои поступки.
На протяжении всего романа Наташа Ростова занимается самосовершенствованием, меняется, совершает ошибки и платит за них. Она не просто взрослеет, а преображается в совершенно другой образ – образ настоящей русской женщины, жены и матери.