Повесть была напечатана в 1905 году. В центре внимания автора – правдивое отображение небоеспособной, отсталой армии, забитых солдат и нравственно разложившихся офицеров.
Важно добавить, что в повести нашел отражение собственный опыт Куприна, бывшего поручика царской армии. Главным объектом критики стала внутренняя жизнь офицеров, их ценности, традиции.
Литературные критики и писатели высоко оценивали художественные достоинства повести, тонкий психологизм авторского повествования. Они утверждали, что собственный опыт службы в армии Куприна, его знакомство с военным бытом, позволило ему показать офицерскую среду изнутри. Вслед за автором, критики упрекали офицеров в отсутствии вольной мысли, замкнутости, слепом следовании давно мертвым правилам.
В то же время действующие офицеры подвергли произведение критике.
Мнения в обществе разделились, однако главным является то, что повесть не оставила равнодушной никого. Произведение получило широкий отклик и принесло своему автору всероссийскую славу.
Особенности организации повествования
Произведение отличается сложной субъектно-речевой организацией, наряду с авторским монологическим словом от третьего лица в тексте представлена не собственно-прямая, внутренняя и косвенная речь, диалоги героев. Кроме того, в текст произведения влачены записки, письма, официальные документы.
Излюбленным приемом характеризации персонажей является цитация. В частности, именно благодаря обращению к чужой речи осуществляется представление персонажей, репрезентация их особенностей:
«Подполковник Рафальский... был старый причудливый холостяк, которого в полку, шутя и, конечно, за глаза, звали полковником Бремом…»
Персонажи повести
Главным героем повести является Ромашов – молодой офицер, который только пришел в полк. Он жаждет приносить помощь окружающим, но при этом быть свободным, но, попадая в условия армии, он оказывается в ситуации внутренней борьбы между
- природными, искренними, целомудренными, прекрасными чувствами;
- возникшими в армии искусственными, надуманными, вынужденными чувствами, появление которых было обусловлено необходимостью приспособления к обстановке жестокости, зла и фальши.
Причем, именно эта борьба естественного, природного и искусственного – главное в произведении. Исход борьбы зависит от того, какие чувства возьмут долг. Куприн избегает идеализации своего героя, отражая борьбу, которая ведется в душе самого обыкновенного, не лишенного слабостей человека. Более того, человека, живущего в кризисную эпоху.
Сам герой показан в динамике: в начале произведения перед читателем – молодой офицер, преисполненный надеждами на будущее, благими делами: изучение иностранных языков, подготовка в академию, занятия музыкой, знакомство с классической литературой. Но все эти благие намерения в условиях армейского скотства обернулись грязной связью с полковой дамой, пьянством с друзьями, игрой в штосс.
Сама армейская жизнь была охарактеризована автором как непрекращающаяся череда попоек, которые сопровождались азартными играми и безрассудными поступками под воздействием алкоголя.
Сохраняя внешний облик российского офицера, ореол офицерской корпорации, к периоду написания повести многие представители российского состава имели серьезные материальные проблемы, которые не способствовали поднятию нравственности в офицерское среде, отвлекали офицеров от исполнения воинского долга:
«… офицерам даже некогда было серьёзно относиться к своим обязанностям…»
Ромашов начинает тяготиться товарищами, воинской службой, самой своей жизнью. Разочарование приводит к усилению борьбы в душе героя, мысли идут вразрез с делами:
«И все время терзала его одна и та же мысль: Ведь это же противно, это такая слабость и трусость с моей стороны, что я не мог, не посмел отказаться от этого унизительного обеда…»
Главным героем все чаще овладевают горькие мысли:
«Эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости, книги, музыка, наука - где все это?»
Ромашов приходит к мысли о самоубийстве, но он гонит ее от себя.
Служба для него превращается в обязанность хуже каторги:
«…все офицеры, за исключением немногих честолюбцев и карьеристов, несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь и не любя её…»
В то же время его судьба не сильно отличается от судьбы «замордованного» солдата. Постепенно Ромашов начинает осознавать, насколько эгоистичны, мелочны его боли по сравнению со страданиями вконец изученных солдат.
Перелом происходит после встречи с Хлебниковым, доведенным до трагического состояния, после чего собственные огорчения отступили:
«…в Ромашове произошел глубокий душевный надлом…»
Он осознал всю несправедливость разделения мира на две неравные части: солдат и офицеров. Словно, сделался серьезнее, старше, мудрее
И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека:
- наука;
- искусство;
- свободный физический труд
С новой силой разгорелись его мечты, Ромашов мечтает найти себя в творческой деятельности, однако, пройти по избранной им дороге не удалось, сказались ошибки прошлого: он был убит на дуэли.
В образе Ромашова Куприн отражает психологию российского офицера, его мировосприятия и отношения к собственной профессии, подчеркнул высокомерие старших чинов, неприемлемость взаимоотношений офицеров с гражданскими и солдатами.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что повесть Куприна отражает армейский быт русской армии в начала прошлого столетия, бедственное положение солдат и офицеров. Произведение характеризуется глубоким психологизмом, пониманием души человека, борьбой, которая происходит в сознании личности под влиянием армейского быта.