Особенности сюжета
Главный герой-рассказчик этой повести, Иван Тимофеевич, в начале произведения отправляется в глухую деревню Полесья, дабы отдохнуть на лоне природы, и несколько развлечь себя наблюдениями первобытных натур и простых нравов, однако сталкивается там с дремучей темнотой крестьян и неприятными обычаями, которые остались от польского крепостничества. В частности, с «омерзительной привычкой» целования сапог и рук барина, привитой веками насилия и рабства.
В этой глуши главный герой встречает Олесю:
«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать…»
Красота девушки покорила главного героя. Девушку переполняет жизнь, ее движения легки и быстры. С ее появлением меняется тональность произведения: тоска, которая охватила Ивана Тимофеевича с момента приезда, постепенно уступает место радости, торжеству прекрасного над уродливым.
Следующая встреча героев происходит уже весной, когда начинается пробуждение природы, а «радостная, торопливая тревога жизни» вызывает тревожные ожидания и радостные предчувствия в душе героя. Пробуждение природы ассоциируется с зарождением нового чувства. Сам образ Олеси в произведении неразрывно связан с природой.
Между героями вспыхивает любовь, которую в некоторой мере усложняют разногласия, касающиеся вопросов колдовства и веры. Олеся всеми силами стремилась доказать своему возлюбленному, что ее колдовские способности реальны, они придают ей очарование и таинственность.
Действительно ли Олеся обладала удивительными способностями или нет, неизвестно, однако именно она предсказал трагический исход их отношений.
Первым признаком приближения исхода отношений стал приход в лесную избушку Евпсихия Африкановича, урядника, который требовал выселения женщин.
Получив мзду, урядник уезжает, однако тревожное чувство не покидает героев. Кардинально меняются взаимоотношения между героями: прежняя легкость, открытость общения, доверчивость Олеси, ее оживление и ребяческая шаловливость сменились непреодолимой неловкостью.
Иван Тимофеевич внезапно заболел, в его воспаленном воображении в виде калейдоскопа проявляются все его тревоги:
«Это был какой-то кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов самых удивительных форм и цветов...»
Из-за этой болезни главные герои длительное время не могли видеться, однако разлука лишь укрепила их чувства, которые становятся более обдуманными, осознанными:
«Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила…»
Сцена любовного свидания в лесу описана Куприным с максимальным тактом:
«Как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви…»
В отношениях героев начался новый этап взаимоотношений: это уже не первая вспышка страсти, в отношениях отмечается больше постоянства, спокойствия, умиротворенного счастья. Их чувства становятся более значимыми, исключительными:
«Эти несколько молчаливых секунд я всегда считаю самыми счастливыми в моей жизни; никогда, никогда, ни раньше, ни позднее, я не испытывал такого чистого, полного, всепоглощающего восторга…
Но и чувство тревоги не покидает героев:
«…я близко вглядывался в ее бледное. лицо. и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу…»
Олеся, в своем стремлении сделать приятное своему любимому, пытается войти в мир Ивана Тимофеевича, посещает церковную службу в деревне, но сталкивается с человеческой жестокостью. Обвиняя девушку в колдовстве, крестьяне избивают Олесю и пытаются вымазать ее дегтем. Так толпа крестьян заставляет покинуть деревню ни в чем не повинных перед ними женщин.
Примчавшись к любимой, Иван застает ее в лихорадочном состоянии.
Повесть завешается сценой, когда главный герой приходит в лесную избушку, покинутую обитательницами, и видит «нитку красных бус», оставленных Олесей.
Автобиографичность произведения
Хотелось бы отметить, что произведение глубоко автобиографично. Прежде всего, само стремление главного героя отправиться в глухую деревню во многом отражает стремление самого Куприна, который говорил, что он с радостью проводит время в обычной русской деревне.
Автобиографичен и выбор места происходящих событий: в 1898 году писатель находился в Полесье, после чего был создан целый цикл рассказов об этих местах.
Создание образа Олеси обусловлено интересом писателя к естественному состоянию личности. В понимании автора, указанное понятие включает в себя несколько аспектов:
- слияние с природой, отторжение практицизма, хозяйских расчетов;
- влечение к духовной гармонии;
- преобладание любви к жизни над рационалистическим использованием ее даров;
- равноправный союз мужчины и женщины на основании естественных интересов.
Не менее, чем естественные, природные, интересовали Куприна и социальные, духовные процессы реального мира. В частности, судьба крестьян Полесья интересовала автора с позиций притеснений, исторических испытаний, которые пришлось пережить людям. Он реалистично, с глубоким психологизмом отображает неоднородные контрасты и конфликты, которые протекают в сознании широких масс, придавая огромное значение:
- сложным взаимодействиям между народом и интеллигенцией;
- соотношению стихийного и культурного.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Куприна характеризуется глубоким драматизмом, психологизмом, тонким, рельефным отражением взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Кроме того, в произведении нашли свое отражение размышления Куприна об исторических судьбах народов.